Марина Колесникова
Консультация «Адаптация ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация ребенка к детскому саду».
Есть особый сад на свете,
Не деревья в нем, а дети,
Он для маленьких ребят
И зовется «Детский сад!»
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации. Слово "Адаптация" означает приспосабливаться на новые для ребёнка условия. Процесс часто проходит с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Дома он привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для малыша, к ним придется приспосабливаться и привыкать.
В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться:
эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок);
в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к детскому саду, всё «станет на круги своя».
Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
Постарайтесь, чтобы дома ребёнка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте, хвалите, говорите ласковые слова, отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается. И дома, и в саду говорите с ребёнком спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше ваше прощание, тем сильнее переживает малыш.
Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, поговорив о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра, например:
Игра «Наливаем, выливаем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:
взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на столе или любой другой поверхности. Можно насыпать ее горкой или разгладить. А теперь пальчиками начинаем играть: проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!