Соколова Юлия
Адаптация ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.
Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь
ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь
в семье буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие
родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в
детском саду.
Публикация «Адаптация ребенка в ДОУ» размещена в разделах
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для ребёнка это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят, но плачут вечером
дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в
группу начинают капризничать и плакать.
Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Причины, которые вызывают слёзы у ребё нка:
1. Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё
нуждается в повышенном внимании). Из привычной, спокойной
домашней атмосферы, где мама рядом и всегда может прийти на
помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает,
пусть и доброжелательных, но чужих людей). Ребёнку бывает сложно
принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал.
В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних
условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня
ребёнка нарушается (это может спровоцировать истерики и
нежелание идти в детский сад).
2. Избыток впечатлений. В детском саду ребёнок испытывает много
новых позитивных и негативных переживаний. Он может
переутомиться и, вследствие этого – нервничать, капризничать,
плакать.
3. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание ребёнка в детском саду.
4. Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду.
Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с
индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит,
когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
5. Отрицательное первое впечатление от детского сада. Оно может
иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в
дошкольном учреждении.
6. Личное неприятие контактирующих с вашим ребёнком взрослых.
Такое явление не стоит рассматривать как обязательное, но оно
возможно.
Советы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка.
Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям.
Рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и ребёнка к первому дню посещения дошкольного учреждения.
- Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и
приём пищи, соответствующий режиму детского сада.
- В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым ребёнок уже обучился. Придерживаясь данного совета, все режимные моменты в группе не вызовут
у вашего ребёнка реакции протеста, что в свою очередь положительно
скажется на поведении.
- Желательно дома укладывать спать ребёнка пораньше, побыть с ним
подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные
моменты.
- В первые дни не стоит оставлять ребёнка в детском саду больше двух
часов. Время пребывания увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель
(данный период индивидуален для каждого ребёнка, учитывая желание
ребёнка и рекомендации воспитателя можно оставить на целый день.
- Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать
ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно
нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах,
так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать
у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.
- Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком, о том, что такое
детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там
интересно, дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).
- Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте
внимание ребёнка на красоту территории детского сада. Акцентируйте
внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть
вместе со всеми детьми и воспитателем.
- С гордостью рассказывайте в присутствии ребёнка, что он уже подрос и
готов пойти в детский сад.
- Ещё до первого посещения расскажите ребёнку о режиме дня в детском
саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет легче
принять новизну в свою жизнь.
- Расскажите ребёнку, что в детском саду он сможет приобрести новых
друзей. Расскажите истории о детском саде, покажите картинки.
обязательно поговорите о роли воспитателя. Многие дети ошибочно
считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как
обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
- Поиграйте дома с ребёнком в игру «детский сад». Создайте несколько
ситуаций, которые могут возникнуть в группе. Подскажите несколько
вариантов для ребёнка, которые помогут ему. Этим вы уже будете
закладывать основы общения и вхождения ребёнка в новый коллектив.
- Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.
Интересуйтесь с кем ваш ребёнок дружит. Участвуйте в жизни ребёнка,
радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент детско-
родительских взаимоотношений.
- Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без
агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
«Все взрослые когда-то были детьми.
Только мало кто об этом помнит».
Антуан де Сент-Экзюпери.