Люба Клекнер
Рекомендации для родителей «Адаптация младших дошкольников при поступлении в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация младших дошкольников при поступлении в детский сад. Рекомендации для родителей.
Впереди Вас ждет очень важный момент в развитие ребенка адаптация к дошкольному учреждению.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни.
Публикация «Рекомендации для родителей „Адаптация младших дошкольников при поступлении в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка так и для его родителей.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 8 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Одним из главных условием успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.
Готовность родителей это самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения») и др.
!Не когда не пугайте ребенка детским садом.
!Все спорные моменты старайтесь решать без присутствия малыша, отзываться о детском саде стоит только положительно.
Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Своё решение о посещении детского сада надо сообщить малышу с радостью. Расскажите ребёнку заранее о том, для чего нужен детский сад, что он будет там делать. (различные сказки, рассказы, «Зайка идет в детский сад», поиграть в детский сад, Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон, до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку», показать в какой детский сад ребенок пойдет)
Учитывайте возраст ребёнка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от года до 2-х лет.
Для ребенка любого возраста процесс адаптации является сложным процессом, а для детей раннего возраста вдвойне, поскольку они менее приспособлены к отрыву от родных, более слабы и ранимы, не достаточно владеют речью, навыками самообслуживания, не испытывают потребность в детском обществе.
Учитывайте состояние здоровья ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации. Закаляйте малыша. Закалённому ребёнку будет легче справиться с респираторно-вирусными инфекциями.
Создавайте условия, которые требуют от ребёнка новых форм поведения (посещение родственников, знакомых, выезд на дачу, общение со сверстниками и т. д.).
Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг, парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т. д.
Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т. п. – показывайте, как это надо делать.
Формируйте умения и навыки самообслуживания. Позаботьтесь о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застёжек, пуговиц, шнурков. Пусть малыш осваивает их дома без спешки.
Если вы решили отдать ребёнка в детский сад, а он сосёт соску или бутылочку, необходимо отучить его от этих вредных привычек.
Приблизите режим воспитания в семье к режиму дошкольного учреждения.
Так же в период адаптации большое значение имеет режим ребенка, старайтесь соблюдать режим дня приближенный к детскому саду и в выходные дни.
Приучайте ребёнка какое-то время находиться без мамы под присмотром другого взрослого, постепенно увеличивая это время.
Продумайте кто будет приводить ребенка и забирать из детского учреждения.
Первое время рекомендуется оставлять ребёнка в детском саду на несколько часов (2-3). Постепенно время пребывания ребёнка в садике по мере нормализации его поведения можно увеличивать.
Болезненная разлука с родителями (момент расставания)может возникнуть у детей любого возраста. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др.
Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним вернетесь. Долгие уговоры приведут к истерике, ребенок расплачется. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка, прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком, глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести ребенка в группу и др.
Установите контакт с воспитателями группы, которую будет посещать ваш малыш. Проинформируйте их о том, что можно, а что нельзя есть вашему ребёнку, что он никогда не ест, какие у него привычки, особенности, любимые занятия и т. д.
Уменьшите эмоциональное воздействие на малыша. Дома ребёнок должен иметь возможность передохнуть. В садике он переполняется новыми впечатлениями, сведениями и к вечеру устаёт. Пусть после ужина он занимается тихими играми, побудет немного один. В первые шесть недель посещения ребёнком детского сада не устраивайте дома шумных праздников с большим количеством гостей, пусть он поменьше смотрит телевизор. Малыш устаёт от общества чужих людей
Старайтесь после детского сада погулять с ребенком (чтобы снять эмоциональное напряжение), поиграть в любимые игрушки.
Во время адаптации постарайтесь оградить ребёнка от дополнительных стрессовых ситуаций (не проводить ребёнку никаких медицинских обследований, связанных с болью, не лечить зубы и т. д.).
Интересуйтесь, как прошёл день малыша, что он делал вместе с другими ребятами и воспитательницей.
Выслушивайте всё, что он будет рассказывать о садике.
У детей в период адаптации к дошкольному учреждению могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда повышается температура тела. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют). В первые месяцы посещения дошкольного учреждения почти все дети болеют. Если у ребенка просто насморк то можно продолжить посещать детский сад, если же симптому усложнились поднялась температура, кашель и тд. лучше обратится к врачу.
У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает и др. К этим обстоятельствам нужно отнестись с пониманием и терпением.
При этом различают три степени прохождения адаптации.
легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Полная адаптация ребёнка к детскому саду обычно наступает через 2-3 месяца. (6 месяцев)
В детском саду проводится большая работа это индивидуальный режим постепенное увеличение времени пребывания, игры и занятия в период адаптации, наблюдения… Основная задача игр в этот период: формирование контакта, доверия детей к воспитателю.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются : глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Берегите нервную систему ребенка!
Терпения вам и оптимизма!