Софья Калинина
Адаптация детей с РАС в детском саду
Адаптация детей с РАС в детском саду
Аннотация:под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления. Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время, как и окружающие люди, тоже вынуждены приспосабливаться к человеку.
Публикация «Адаптация детей с РАС в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Ключевые слова: адаптация для детей с РАС, социализация,визуальное расписание.
Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что адаптационный период с момента начала посещения ДОУ длится в среднем 2 месяца и больше. Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.
Дети с РАС имеют выраженные трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими, организации собственной деятельности. Им сложно контролировать свои эмоции и поведение: тревога у них быстро переходит в агрессию, на изменение привычного заведенного порядка они дают яркие аффективные реакции. Кроме этого, для многих детей характерна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам (непереносимость визуальных, аудиальных или кинестетических раздражителей, а также стереотипичное поведение. Эти особенности детей создают определенные трудности включения ребенка в образовательную среду, поэтому первоочередной задачей родителей начать процесс адаптации к режиму детского сада за несколько месяцев до начала поступления в сад. Будить малыша, кормить завтраком, выводить на прогулку и т. д. лучше с учетом тех временных рамок, по которым живут дети в дошкольном учреждении.
На первых этапах тьютор становится для ребенка своеобразным проводником и переводчиком, помогая в организации учебного поведения и учебного пространства. Для более успешного прохождения периода адаптации ребенка в детском саду, стараемся сделать помещение группы для детей привлекательным. Для этого предметы и игрушки находятся в доступном месте. Пространство группы организовано таким образом, чтобы ребёнок мог достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками,отдыхать. Для отдыха в группе есть уголок уединения,там ребенок может поиграть,полежать,побыть наедине с собой.
Первая встреча тьютора с родителями направлена на сбор данных об индивидуальных особенностях ребенка: его интересах, привычках, страхах. Как правило на этом этапе родители не дают полную информацию о своем ребенке. Это может быть связано с несколькими причинами:
родители опасаютя осуждения со стороны педагогов и общества в целом;
у некоторых родителей может быть ощущение, что их ребенок не получит адаптированного подхода или нужной поддержки в детском саду, и они могут воспринимать свое решение как способ защитить ребенка от потенциальных трудностей;
если родитель сам сталкивался с негативным опытом в процессе общения с другими людьми по поводу ребенка с РАС, он может быть предвзятым к новым попыткам делиться этой информацией;
в обществе существует сильная привязанность к идеалу «нормальности».Родители могут чувствовать давление, чтобы соответствовать этому идеалу и скрывать любые «отклонения» от нормы.
Кроме беседы проводим анкетирование, наблюдаем за взаимодействием близкого (матери) и ребенка. Анкетирование помогает нам получить общие сведения о ребенке: кто из близких принимает непосредственное участие в его воспитании, кто живет вместе с ребенком, с кем из специалистов и где он занимался ранее, оказывается ли ему медицинская помощь, есть ли сопутствующие заболевания и др. Также мы узнаем о поведении ребенка в домашней обстановке; особенностях режима дня, наличии проблем со сном и с питанием; особенностях становления культурно-гигиенических навыков; о характере взаимодействия со взрослыми и сверстниками; об использовании ребенком речи в целях общения, особенностях установления зрительного и тактильного контакта; об индивидуальных особенностях ребенка (повторение однообразных действий, агрессия, аутостимуляция и др., поведении в условиях семьи (любимые занятия, игры, наличие досуговой деятельности и др).
Для ребенка с РАС важно присутствие значимого взрослого в первые дни – недели в саду. Педагоги могут привлекать родителей к совместным занятиям с ребенком, участию в тренингах дидактического взаимодействия (педагог-родитель-ребенок). Дозированность пребывания в ДОО должна соблюдаться в целях избегания перенасыщения ребенка от постоянного пребывания в большой группе сверстников и для предотвращения возможных аффективных реакций.
Чтобы установить контакт с ребенком, сначала наблюдаем за ним. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего педагог его «отпустит» и больше к нему не приблизиться в течении 15 минут. Но постепенно время активного контакта должно увеличиваться. Когда ребенок станет допускать наше присутствие в близи, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает. Если контакт по каким-то причинам нарушился, то нужно начинать все сначала. Ни в коем случае не надо спешить! Даже когда ребенок остается в детском коллективе, даем ему возможность сохранять допустимую для него дистанцию. Помогаем аутичному ребенку наладить контакт с другими детьми: стараясь вовлечь в общие игры, рассказывая и объясняя, что они делают, во что играют. Далее работу с ребенком нужно планировать чередуя взаимодействие и отдых, причем первое время периоды отдыха могут преобладать.
Очень важна регулярность посещения детского сада и выполнение режимных моментов, их предсказуемость, а так же единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов. Это поможет ребенку создать ритуал, который даст чувство стабильности и комфорта.
Дети с РАС при восприятии информации в вербальной форме нуждаются в визуальном ее подкреплении. Все,что происходит, для них во многом непредсказуемо, неожиданно. Нет понимания, когда закончится та деятельность, которая длится на настоящий момент, что будет после этого. Это еще одна возможная причина фрустрации и высокой тревожности у детейс РАС. Существенно снизить данную проблему помогают расписания. С этой целью в работе используем визуальное расписание. Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Это удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: чистка зубов, гигиена перед сном, сам процесс отхода ко сну, навык самостоятельной игры, умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. д.
Зайдя в группу, показываем ребенку его расписание на день. Совместно с ребенком проговариваем каждую карточку, например: «Сейчас мы завтракаем, потом идем играть, потом идем на занятие в музыкальный зал и т. д.». По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями снимаем с расписания. В конце цепочки карточек крепим изображение поощрения, опираясь на интересы ребенка.
Все дети с РАС разные, у них разные потребности и интересы, но всем необходим индивидуальный подход. Поэтому средства и методы для работы нужно подбирать, исходя из индивидуальных потребностей каждого ребенка. Для успешной адаптации важна не скорость привыкания малыша к детскому саду, а его комфортное и стабильное эмоциональное состояние, которое зависит от слаженной и активной работы родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
Адаптация детей с РАС в детском коллективе является на текущий момент самым сложным этапом в коррекционной работе по сопровождению семей, имеющих ребенка с аутизмом. Сложность заключается в длительности процесса, в необходимости активного включения родителей, в глубине аутизации ребенка. В большинстве случаев родители не могут полноценно включиться в коррекционный развивающий процесс из-за острого неприятия ситуации и не пережитого горя. Поддерживающая и просветительская работа с родителями помогает им постепенно примириться с особенностями развития ребенка и стать полноценными участниками коррекционно-развивающего процесса. К сожалению, без активного участия родителей развитие ребенка силами только специальных педагогов оказывается невозможным.