Галина Пестовникова
Адаптация детей к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, воспитатели группы раннего возраста, Пестовникова Г. С. и Шалашова М. М. хотим поделиться опытом, как облегчить период адаптации у малышей, помочь им безболезненно приспособиться к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому саду.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей, определенные требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Публикация «Адаптация детей к дошкольному учреждению» размещена в разделах
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Подразделяют три фазы адаптационного периода
1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев);
3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации в ДОУ не дает должного результата. Необходимо активно сотрудничать с родителями по этому вопросу.
Работа с родителями новых воспитанников
В рамках «Домашнего визитирования» мы посещаем ребенка до прихода малыша в детский сад с целью сбора информации о семье и установления партнерских, доброжелательных отношений. Выясняем индивидуально-личностные привычки, режим дня в семье, питание, особенность засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Родителям предлагаем заполнить анкету «Готовность ребенка к детскому учреждению»
На основе этих данных определяем степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даем индивидуальные рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Приглашаем родителей вместе с детьми на небольшую экскурсию, где показываем основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок, знакомим с коррекционной работой дошкольного учреждения.
Для предварительного ознакомления ребенка с детьми и воспитателями предлагаем вначале приводить малыша на прогулку, а также рекомендуем посетить детский сад вечером, чтобы показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что "его бросили", когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.
Большое внимание уделяем оформлению помещений ДОУ
В коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, на которых расположены рекомендации по адаптации детей к детскому саду :
• папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. (практические рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);
• информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
• альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя, малыш"
• картотека с играми, которые можно использовать дома, для снятия психоэмоционального напряжения у детей
В раздевалке приготовлена "полочка для любимых игрушек", детские панно, мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их.
Основная цель при оборудовании групповых помещений – сделать их более уютными, домашними и привлекательными для детей.
Чтобы у ребенка была возможность отдохнуть от коллектива и побыть одному в группе имеется «уголок уединения»
Для создания бодрого, радостного настроения у детей в течение всего дня подготовлена фонотека со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты.
Помощь ребенку в адаптации
Контролируем адаптацию ребенка с помощью "Листа адаптации", где отмечаются двигательная активность, эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон.
Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания.
В первые дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
Советуем приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Можно принести с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Игра позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим, помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения, дает возможность пережить массу эмоций.
Хороший эффект для снятия напряженной стрессовой ситуации дают разнообразные игры с песком и водой, тестом и пластилином, карандашами и красками, сухой бассейн, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего", куклы Бибабо, игрушки-забавы, пальчиковые игры и др.
По окончании периода анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Рекомендации по организации педагогического процесса в период адаптации
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
Желательно подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку. Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
Периодически включать негромкую, спокойную музыку.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости – зайчики, лисички, петрушки.
Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Обязательное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.