Кобякова Ольга
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок присвоил чужое?»
▼ Скачать + Заказать документы
А раньше вору руки отрубали, и вообще я тебя в полицию сдам! Что нельзя говорить ребенку, который попался на воровстве…
Воровство ребенка — это веская причина стать более внимательным по отношению к нему. Выговор и открытая критика в данном случае не помогут.
Почему возникает проблема?
У ребёнка 1 — 3 лет еще не сформированы понятия «своё – чужое». Сам, без помощи взрослых, ребёнок не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Поэтому формирование понятия «собственность» — это задача родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, если ребёнок присвоил чужое?“» размещена в разделах
Возраст 4-6 лет — дети уже в состоянии различать «моё» и «не моё», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. С другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний.
К 6-7 годам обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам. Дети становятся более подвижны и возбудимы, им трудно сдерживать свои желания, устанавливать границы. Причиной импульсивности могут быть как особенности темперамента (повышенная активность, так и временные реакции на психотравмирующие ситуации (переезд, поступление в школу, а также психические отклонения (например, умственная отсталость).
В возрасте от 8 до 10-11 лет у детей воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!». Таким детям трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.
Для подростка 12-15 лет воровство — это уже осознанный шаг, а может быть и вредная привычка. Чаще всего подростки воруют ради того, чтобы быть принятым в группе сверстников, либо потому что у них вымогают деньги. Для подростковой среды очень характерны кражи «на слабо», когда ребёнка подначивают сверстники. Также воровство в этом возрасте может быть тревожным сигналом о возникновении у ребёнка какой-либо патологической зависимости.
Что нельзя делать, если ребёнок присвоил чужое?
устраивать скандал, применять к ребёнку насилие;
считать, что ребёнок совершил что-то непоправимое;
лишать ребенка необходимого (еды, возможности ходить в школу);
требовать от ребенка публичного раскаяния;
называть ребенка вором, клеймить негативными эпитетами;
одобрять или проявлять безразличие к факту воровства;
сравнивать с другими детьми или вами: «Вот я в детстве никогда не брал чужого!», «Твоя сестра никогда бы так не поступила!»;
требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;
обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних;
всё время возвращаться к тому, что произошло, после того как ситуация была разобрана (этим можно только закрепить данный поступок в сознании ребёнка).
Что правильно?
Спокойно обсудить произошедшее;
Собрать как можно больше информации о том, что произошло.
Постарайтесь понять, что стоит за его поступком: почему и зачем он это сделал, как он понимает, что произошло.
Помогите ребёнку разобраться в причинах его поведения, задать наводящие вопросы «Возможно, ты тебе так понравилась чужая вещь, что ты не смог побороть соблазн?» или «Может быть ты хотел обидеть брата, забрав его телефон?»;
Предложите выход из ситуации: извиниться, возместить ущерб.