Ирина Николаева
35 идей на лето. Июнь
▼ Скачать + Заказать документы
Июнь
Карточка № 1
Тема дня: «Муравей»
Длительность: в течении лета.
Состав участников: родители и дети.
Затрагиваемые проблемы: изучение насекомых Якутии.
Цель:
• собрать и изучить сведения о муравьях;
• воспитывать бережное отношение к насекомым;
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• разгадать тайну муравейника (приложение 1).
Этапы:
1. Узнать кто такие муравьи: (какое у них строение тела, рассматривание муравья под лупой);
Публикация «35 идей на лето, Июнь» размещена в разделах
2. Среда обитания, чем питаются, как размножаются, (приложение 2) :
Рассмотреть муравейник в ближайшем окружении, опыт: (очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты);
3. Создать схему - цепочка: «От яйца до муравья».
Форма презентации результата: схема – цепочка: «От яйца до муравья».
Приложение 1
Устройство муравейника
А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.
Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.
В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
Схема «Муравейник в разрезе»
1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. 2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей. 10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
Приложение 2
Жизнь муравьев
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).
Июнь
Карточка № 2
Тема дня: «Береза»
Длительность: 1 день.
Состав участников: родители и дети.
Затрагиваемые проблемы: изучение растительности Якутии.
Цель:
• расширять представления о строении, росте и развитии дерева;
• воспитывать интерес к растениям;
• накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям.
Этапы:
1. Найти «Березу» в ближайшем окружении;
2. Рассмотреть строение дерева.
3. Рассказать о пользе «Березы» (из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску; березовые дрова считаются ценным топливом; березовые почки любят птицы; из древесины делают фанеру, мебель, лыжи; из коры различные поделки).
4. Рисование «Березы» с натуры или по памяти в любой нетрадиционной технике.
Форма презентации результата: рисунок.
Июнь
Карточка № 3
Тема дня: «Одуванчик»
Длительность: 1 неделя.
Состав участников: родители и дети.
Затрагиваемые проблемы: изучение растительности Якутии.
Цель:
• закреплять знания о строении одуванчика;
• развивать познавательную активность детей посредством исследовательской деятельности;
• воспитывать любовь к живой природе и бережное отношение к ней.
Этапы:
1. Наблюдения за одуванчиками, их ростом и цветением.
2. Опытно-исследовательская деятельность ( опыты: «Одуванчик утром и днём», «Зачем одуванчику корень», «Летающие семена»).
3. Рисование «Одуванчик золотой», ручной труд «Венок».
4. Оформление «Дневника Наблюдения».
Обложка «Одуванчик».
1-я стр. : «Портрет растения» (рисунки детей).
2-я стр. : «Что нужно нашему растению?» (солнце, вода, почва, пчелы, бабочки, дождевые черви, воздух – условные обозначения).
3-я стр. : «Чем полезен одуванчик?» схемы (из листьев делают салат, а из цветов варят варенье и называют его «Майский Мед», в нем много витаминов).
4-я стр. : «Гербарий растения»
5-7-я стр. : «Фотографии и иллюстрации одуванчика».
8-я стр. : загадки, пословицы, поговорки, стихи, сказки, рассказы (детей) о одуванчике.
Форма презентации результата: Оформление «Дневника Наблюдения».
Июнь
Карточка № 4
Тема дня: «Домашние Животные. У меня живет котенок».
Длительность: 1 день.
Состав участников: родители и дети.
Затрагиваемые проблемы: формирование ответствинности и заботы о своем питомце.
Цель:
• Расширить знания детей о кошке как представителе животного мира;
• Углублять и расширять представления детей о кошке: об особенностях внешнего вида кошек, об их повадках;
• Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными;
• Воспитывать у детей бережное отношение к животным.
Этапы:
1. Обобщить и углубить знания детей о ближайших диких родственниках кошки;
2. Дать знания детям о кошке, как о домашнем животном, о ее внешнем виде, о вкусовых пристрастиях и повадках. Рассказать легенду о том, как человек приручил кошку.
3. Дать понятие об опасности контактов с незнакомыми животными, о правилах поведения при их агрессии.
4. Рисование «День рождение у Мурки». (рисования нетрадиционной техникой - тычком жесткой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
Форма презентации результата: рисунок.
Июнь
Карточка № 5
Проект «Что летом родится, зимой пригодится».
Длительность: в течении лета.
Состав участников: родители и дети.
Затрагиваемые проблемы: изучение природных витаминов.
Цели:
• Расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет);
• Дать расширенное понятие о природных витаминах необходимых для здоровья;
• Формировать трудовые умения и навыки;
• Развитие творческого мышления, исследовательских навыков в практической деятельности.
• Развить познавательный интерес к миру природы.
Этапы:
1. Знакомить с натуральными овощами, их посадкой на огороде и вкусом при созревании.
2. Рассказать о натуральных витаминах в овощах, их пользе для здоровья человека.
3. Трудовые действия: полив, уход за растением.
4. Создать натюрморт «Овощи в корзинке» в любой технике.
5. Оформление альбомов «Я вырастил овощ».
Форма презентации результата: Натюрморт «Овощи в корзинке», оформление альбомов «Я вырастил овощ».
Июнь
Карточка № 6
Тема: «В гости к солнышку».
Длительность: 1 день.
Состав участников: родители и дети.
Затрагиваемые проблемы: Солнце источнике света и тепла на Земле.
Цели:
• Закреплять знания о Солнце, как о главном источнике света и тепла на Земле;
• Расширять и закреплять знания Солнечной системе;
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Закрепить знания о вреде и пользе прямых солнечных лучей;
• Вызвать желание защищать и оберегать все живое на нашей планете.
Этапы:
1. Сформировать представление о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.
2. Подвести к пониманию, что вся жизнь на нашей планете зависит от солнца (свет, тепло, смена дня и ночи, смена времен года).
3. Игра-эксперимент «Росток тянется к солнцу».
4. Рассказать «Полезные и опасные лучи».
5. Оформление календаря народных примет о погоде по Солнцу.
Форма презентации результата: Календарь народных примет о погоде по Солнцу.
Приложение 1
Без солнечного тепла и света жизнь на Земле была бы невозможна. Но Солнце излучает и вредные лучи ультрафиолетовые и рентгеновские, опасные для всего живого. Озоновый щит земной атмосферы заслоняет нас от большей части ультрафиолетовых лучей, и все же их проходит достаточно, на нашу Землю. Но солнце - не всегда друг. Если находится долго под прямыми лучами солнца, то есть опасность перегреть голову и получить солнечный удар, который сопровождается головной болью, головокружением, слабостью. Поэтому в солнечную погоду необходимо гулять только в головном уборе.
Вспомните, какую одежду носят люди в пустыне, где солнце, особенно жаркое?
Головные уборы, длинные халаты защищают от избыточного солнца.
Помоги себе сам.
Если вы хотите уберечь себя от солнечного ожога, то используйте лосьон или гель на молочной основе для защиты от солнца.
Если кожа покраснела, обязательно скажите об ожоге взрослым. Погрузите обожженный участок в холодную воду или прикладывайте к обожженному участку кожи пропитанное водой полотенце по 15 мин 4 раза в день. Оставьте кожу влажной, чтобы вода, испаряясь, охлаждала ее.
Если кожа покрылась волдырями – это ожог II степени, следуйте обратиться к врачу.