Ансимова Наталья
Современные аспекты воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Проблема воспитания патриотических чувств и на сегодняшний день остается одной из сложнейших педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что воспитание патриотических чувств востребовано всегда.
Публикация «Современные аспекты воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Становление патриотических чувств происходит в процессе жизни и деятельности человека в условиях конкретной социокультурной среды. Человек с самого рождения неосознанно, инстинктивно и незаметно привыкает к окружающей действительности, природной и культурной среде, к бытовой жизни своего народа. С самого рождения ребенок буквально впитывает культуру народа, к которому он принадлежит через песни, которые поет ему мама, игры, традиции, обычаи. Это является базовым компонентом патриотического воспитания. Связь со своей родиной и определяет мировоззрение человека.
По мнению В. Е. Мусиной, «Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность».
В научной литературе сосуществует множество различных определений термина «патриотизм». Это связано не только с тем, что каждый автор придерживается своей точки зрения, но и с многоаспектностью содержания данного понятия, сложной природой данного явления, многообразием форм его проявления.
В различных источниках можно встретить большое многообразие трактовок понятия «патриотизм». Многие из этих определений не однозначны и многогранны. Мы рассмотрим, как нам представляется, наиболее значимые теоретические подходы к трактовке данной дефиниции.
В рамках эмоционально-аксиологического подхода данный термин трактуется как патриотическое чувство. Основная масса словарных определений, в большинстве своем, основывается на данном подходе. Например, трактовка слова «патриотизм» в большом энциклопедическом словаре следующая: «любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям»
В словаре С. И. Ожегова под патриотизмом понимается «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
В основе компетентностного подхода заложено утверждение, что патриотизм является ключевой компетенцией, определяющей готовность к концентрации комплекса знаний, умений и навыков обучающихся в определенных ситуациях, это готовность к защите своей Родины. С точки зрения данного подхода рассматривают патриотизм А. В. Беляева, Н. А. Сиволобова.
С точки зрения акмеологического подхода патриотизм является высшим духовным идеалом человека. Подтверждением данного подхода является утверждение, высказанное великим русским педагогом К. Д. Ушинским, основанное на том, что чувство патриотизма является максимально высоким нравственным чувством, которое человек может достичь в своем развитии.
Е. П. Белозерцев и Г. В. Заридзе и другие исследователи.
Сторонники индивидуально-психологического подхода рассматривают патриотизм как комплекс личностных психологических качеств человека, психических свойств личности, его устремлений, чувств, отношений и т. д.
С их точки зрения патриотизм предполагает уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, к её традициям, языку; проявление заботы к тем местам, где родился и вырос; защита свободы и независимости своей страны, её интересов; ощущение гордости за социальные, экономические, культурные и другие достижения своей Родины.
Таким образом, мы приходим к пониманию, что патриотические чувства включают чувство принадлежности к своему народу; любовь к своей Родине; чувство гордости за достижения своего народа; уважение и гордость за историческое прошлое; бережное отношение к национальным культурным традициям, народной памяти; потребность в отстаивании и защите интересов совей Родины, своего народа; чувство национального достоинства.
Развитие патриотических чувств происходит постепенно, благодаря эмоциональному освоению конкретных событий и накоплению этих эмоций.
Развитие патриотических чувств во многом определяется условиями, в которых живет ребенок, применяемыми средствами и методами воспитания. Систематическое и целенаправленное воспитательное воздействие на ребенка будет способствовать тому, что патриотические чувства у ребенка будут гораздо ярче и проявятся на много раньше, чем у других детей, не получающих правильного воспитания.