Надежда Шипилова
Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с определёнными видами занятий, присущими только женщинам.
Задачи: познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках; воспитывать уважение к труду, мастерству; бережное отношение к подлинным предметам, рукоделиям; учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края; продолжать разучивать музыкальный и игровой фольклор к инсценировке «Посиделки»; закреплять уважительные, вежливые, целомудренные отношения между мальчиками и девочками.
Публикация «Занятие по рукоделию „Знакомство с вышивкой“» размещена в разделах
Словарная работа: Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки.
Предварительная работа: Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
Рассматривание узоров полотенец.
Оборудование: Иллюстрации; короб с принадлежностями для рукоделия; изделия с вышивкой : платочки, салфетка, детская рубашка, полотенца, наволочки; дидактическая игра.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети обходят комнату). Что мы здесь видим? (кровать, стол, лавка).
Ребята, мы с вами уже много говорили о том, как жили в старину, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: А вот сундук. Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).
Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть).
Воспитатель: Ой, чего здесь только нет!
Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».
На хуторе нашем вишневом,
У чистой Криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те стеновые цветочки,
Как щедрого молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы, рубах рукава.
Воспитатель достает из сундука рубашку.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая рубашка! Она сшита из тонкой ткани. Цветы на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками. А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы). Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием.
Воспитатель: Что означает слово «рукоделие»? (ответы детей). Правильно, рукоделие - значит руками делается. Вышивать учили девочек. У казаков было много мастериц.
В прошлые времена девушки собирались в каком-нибудь доме, чтобы не скучно было заниматься рукоделием. На огонек к ним заглядывали парни. Отложив на время работу, устраивали пляски, игры, запевали песни. Казачки очень любили наряжаться на праздники.
Воспитатель обращает внимание детей на мастерство, красоту изделия, предлагая полюбоваться вышивкой и самим назвать, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми.
Русская народная песня «У крестьянина дочь всему выучена»
Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (дети рассматривают лампу).
Воспитатель: Из чего сделана лампа? (Лампа сделана из металла). Правильно, она металлическая. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
Воспитатель: А теперь посмотрим, что тут еще в сундуке? (Показываю скатерть, рушник).
Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
Дети: Настольник, её клали на стол.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку:
На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
Воспитатель: А как у нас раньше называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник.
Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети: Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
Воспитатель: Какие цвета они использовали?
Дети: Красный, зеленый.
Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем (дети возвращаются в группу).
Игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Воспитатель:
1. С каким рукоделием мы сегодня познакомились?
2. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?
3. Какая вышивка вам понравилась больше?
Дидактическая игра. «Сложи узор»
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).
Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).
Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пускай любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить. Многие из нас потомки тех самых сильных и талантливых казаков, создавших своим упорным трудом славную землю.
(Звучит р. н. м. Дети выходят из зала).