Марина Финадеева
Конспект НОД «Знакомство с татарским национальным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формировать представление детей о России как о многонациональном государстве, но единой стране, посредством приобщения к истокам русской народной культуры, обычаев и традиций других народов.
познакомить детей с национальным костюмом и формой, татарского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с татарским национальным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Татарстан
- Татарский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
воспитывать чувство любви к родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре,
развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе.
Материал и оборудование:
шаблоны узоров, разноцветная карандаши, изображения татарского народного костюма, женский татарский костюм. Кукла Сабантуй Иллюстрации орнамента
Предварительная работа: Чтение сказки «Саран и Юмарт», Беседа о традициях, праздниках, рассматривание иллюстраций флаг,герб Татарстана.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, в какой стране мы живём?
(Россия)
В России живет много разных народов. У каждого народа свой язык, свои песни, танцы, сказки. А какую татарскую сказку мы с вами недавно читали? («Саран и Юмарт»)
Что означают эти слова?
(скупой и щедрый)
А о чём эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель: послушайте сказку про зверей.
(Воспитатель читает сказку.)
Лев.
Однажды в нашем обычном лесу появился лев. Лев смотрел в пруд и вилял хвостом…Вдруг льва увидела сорока – она на него чуть не села. «Только льва нам не хватало!» - подумала она и полетела трезвонить по лесу.
- Пусть бы и жил себе в Африке! – узнав о появлении льва, недовольно зашептали зайцы.
- На крайний случай у него Индия есть! – проворчал медведь.
Гуськом звери потянулись к пруду.
Но когда пришли, льва уже не было.
Воспитатель:
- Что бы вы сказали сороке, зайцам, медведю, которые так неприветливы со львом? Как исправить ошибку? (дети отвечают)
- К нам сегодня пришёл сказочный гость – татарин Сабантуй.
(вносят куклу Сабантуй)
Воспитатель:
- А куда ты путь держишь?
Сабантуй:
- Иду к ханской дочери, хочу сделать ей подарок. А какой еще не решил. Ребята вы мне поможете (ответы детей)
Воспитатель:
- А можем мы на неё посмотреть?
Сабантуй показывает изображение татарской девушки в национальном костюме
-Какая она нарядная, красивая.
-Как ее зовут?
Сабантуй: Айгуль.
(Дети рассматривают костюм.)
Воспитатель:
- А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?
Дети: (по узорам, пошиву)
Воспитатель:
- женский комплект состоит из платья - кульмек, камзола, калфака. Материал использовали - бархат, шелк различных цветов и оттенков.
Воспитатель: На что похож татарский костюм?
Одежда как бы соткана из материи земли и красок природы.
Воспитатель: костюм украшает орнамент, какой? (цветочно-растительный). Орнамент выражает душу татарского народа, своенравие, национальное мышление.
Воспитатель: Сабантуй, научи нас татарской игре.
Физкультминутка: национальная игра «Тюбетейка»
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.
Задания для играющих:
1. Выбрать напарника и проскакать на «лошадке» (игра «Наездники») .
2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее) .
3. Исполнить роль Тимербая в игре «Тимербай».
4. Выбрать себе пару и наперегонки проскакать на двух ногах дистанцию. (игра «Спутанные кони») .
5. Общая татарская народная пляска.
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо мы сегодня поиграли. Вам понравилось? Но, как
говорят в народе: «Делу время, а потехе час, играй, да меру знай».
Мы закончим игру и займёмся другими делами.
Сабантуй:
Я приглашаю вас в свою мастерскую. Будем выполнять узор на костюме с использованием татарского орнамента. (под татарскую национальную музыку дети выполняют задание, раскрашивают костюм)
Воспитатель: Сабантую пора на свою родину – в Татарстан.
Воспитатель:
- Давайте вспомним пословицы о родине.
«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»,
«Та земля мила, что меня родила»
Мы познакомились с традиционным костюмом Татарстана.
Сабантуй:
- Ну что ж, вы сегодня стали искусными мастерами.
Дети прощаются с Сабантуем.
Рефлексия
Выставка работ детей
Просмотр мультфильма: «Приключение Сабантуя».