Медведева Роза Мунировна
Значение подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Значение подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организованные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства» - говорила о значении игр в формировании личности ребенка Н. К. Крупская, выдающий педагог советского времени.
Публикация «Значение подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Воспитание умение правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей.
В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков т. д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранять неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.
Большая роль в воспитании организационного поведения детей, волевых качеств принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил – бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до установленного места, прыгать только на одной или двух ногах и т. д. – учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.
В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. Так например, в игре «Горелки», согласно правилу, надо стремиться навстречу другому игроку, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в игре типа «Чья команда быстрее построится» по сигналу надо быстро бежать на свое место: малейшее замешательство одного может подвести всю команду.
Во многих подвижных играх старших дошкольников с мячами, обручами, скакалками, мешочками с песком и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Дети договариваются, что считать ошибкой и что нет. Они сами могут придумывать правила. Нарушающий правила может быть исключен из игры, как и в играх с готовыми правилами.
Эти традиции имеют большую воспитательную ценность : они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.
В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей, например: «Бегите ко мне», «Догони мяч» и др., дети либо действуют в указанном направлении, пространстве, либо должны сами выбрать нужное направление.
Можно сказать, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.
При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность.
Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима даже при выполнении небольших трудовых обязанностей: почистить обувь, накрыть на стол, застелить постель.
Воспитанный навык поведения в коллективе, общительность, умение подчинять свои действия правилам игры – все это отличает детей, пришедших в школу из детского сада.
Детские подвижные народные игры
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительное основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образцы, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый фольклор.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовного богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.