Маргарита Черныховская
Значение игровой деятельности в развитии социально-коммуникативной сферы детей дошкольного возраста
Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях, включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символичном мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.
Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается.
Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.
Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Известный всем нам писатель ДжанниРодари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей - от элементарных до самых сложных. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях обучающих занятий, следовательно, мы можем сказать, что сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить – выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.
Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. На наш взгляд, эмоциональное неблагополучия ребенка в этом случае стимулирует развитие речи у ребенка.
Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети, развивает любознательность и самостоятельность.
1.3 Классификация игр в детском саду
Игровая деятельность чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.
Основу классификации игр заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. Также он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
В педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Крупской Н. К. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие, и организованные, с готовыми правилами.
В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми».
Творческие игры различаются по:
содержанию (отражение труда взрослых, быта, событий общественной жизни);
организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок, строительные).
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические.
Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.
Сегодня мы поговорим о том, что существует много классификаций игр, так как время от времени возникала и возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.
Большинство классификаций опирается на содержание и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, особенности поведения играющих и т. п. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов, преимущественно реализуемых в игре. Неоднократно выдвигались классификационные принципы, определяемые этнической принадлежности играющих, древностью игр и их направленностью на воспитание тех или иных черт личности. В основу классификации игр иногда предлагается положить их внутреннее строение. Распространены также классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или места, где играют.
У многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате – игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями.
Предлагаемая классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. По этому признаку все игры разбиваются на 3 класса: игры, возникающие по инициативе ребенка; игры по инициативе взрослого; народные игры.
I. Игры, возникающие по инициативе ребенка.
Игры-экспериментирования генетически, т. е по происхождению - самые древние. Они восходят к нашим далеким предкам - обезьянам. Игры эти важны тем, что развивают познавательную активность, инициативу ребенка. Такие игры свойственны детям от первого года жизни до 10 лет.
Сюжетные самодеятельные игры - это игры, в которые дети играют сами, по своему выбору и своей инициативе. Роль взрослого в данной игре - не направлять развитие сюжета, не помогать в распределении ролей, не мешать развитию игровой инициативы ребенка. Но и оставаться в стороне взрослый не может.
Виды сюжетных самодеятельных игр:
1. Сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает то, что увидел в реальной жизни: игра в полицейских, в «Макдональдс» и т. д.
2. Сюжетно-ролевые игры - они происходят даже при малом количестве игрушек-заместителей, здесь важен обмен репликами. При этом и сюжет, и распределение ролей - инициатива ребенка.
3. Режиссерские игры - это сюжетно-ролевые игры с фигурками (может быть, с рисованием, когда ребенок продумывает поступки, саму судьбу своих героев. Когда у маленького мальчика, играющего с солдатиками, спросили: «А ты сам - их полководец?», он ответил: «Нет, я их судьба!»
4. Театрализованные игры - когда ребенок берет атрибуты костюмов и «актерничает», изображая взрослых, сверстников и т. д.
II. Игры по инициативе взрослого.
Обучающие игры
- Сюжетно-дидактические (по определенной тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд, расширяют кругозор ребенка (наши сюжетные уголки). Характер игры - репродуктивный, а не творческий: ребенок повторяет действия взрослого.
- Учебные (предметные) дидактические игры - игры на занятиях по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте.
Досуговые игры передают ребенку всю палитру культуры народа. Они проводятся во время праздничное, досуговое.
- Интеллектуальные - шашки, шахматы.
- Игры-забавы - кулуарные игры, с одним-двумя детьми, тихие игры с забавными игрушками (движущимися, плавающими).
- Игры-развлечния - шумные, могут быть командные, эстафетные.
- Театральные игры - постановочные, с куклами, спектакли.
- Празднично-карнавальные игры - игры народов мира, шествия, колядования. Это игры на праздниках, утренниках.
- Компьютерные игры - педагогические, научно обоснованные (не низкопробные «стрелялки», «догонялки», «убивалки»). Такими играми обеспечивает ассоциация «Компьютер и детство».
III. Народные игры - традиционные игры, идущие от мировой инициативы этноса. Игра как традиционная культура изучается давно. В ней выделяются:
Обрядовые - они имеют огромное значение для социального развития дошкольников, постижения ими культуры своего народа:
- Семейные - отражают реалии семейной жизни.
- Сезонные - связанные с временами года.
- Культовые - связанные с религиозными культами.
Тренинговые:
- Интеллектуальные - архангелгородская деревянная игрушка-головоломка.
- Сенсо-моторные - курочки, клюющие зернышки; игра в камешки и в косточки, игра в бабки.
- Адаптивные - на адаптацию к природной среде, к среде людей: «Колечко», «Белый камень».
Досуговые
- Игрища - в них участвуют люди разных возрастов. Они ценны тем, что помогают ребенку в установлении своей социальной роли, приближают ребенка ко взрослым и показывают перспективу развития.
- Тихие игры - перебирание ниток, пуговиц (перед сном).
- Забавы, развлечения.
Возрастная адресованность различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребенка. Следует подчеркнуть, что некоторые игры характерны для определенного возраста, а некоторые – практически для всех возрастных групп (их содержание, естественно меняется).
Дети в возрасте двух-четырех лет любят подвижные игры, дети до шести лет предпочитают, чтобы игровой процесс подразумевал использование их навыков силы и ловкости.
Дошкольники, как правило, именно в игре начинают познавать законы природы и физики. Например, они понимают, что чем сильнее ударить мяч, тем выше он отскочит, занимаясь постройкой домиков из кубиков, ребенок чувствует, что кубики нужно уравновешивать, чтобы конструкция не развалилась. [3]
Главное, чтобы игра оставалась игрой и не была перегружена математическими задачками или чтением слов.
Экспериментирование Занятия с водой, песком, гипсом и другим природным материалом.
Конструирование Строительный материал типа конструкторов "Лего", "Архитектор" и пр.
Логическое мышление Ситуационные задачки, Головоломки, задачки со скрытым смыслом, задачки "Что перепутал художник?" и т. п.
Продуктивная деятельность Наборы для аппликации, лепки, рисования, вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки, для девочек наборы с бусинками и леской, "Фантазер" – набор для изготовления картин из цветного песка и т. п.
Игры с правилами Настольные игры "Лото", "Домино", "Бродилки" с игральным кубиком и др.
Сюжетно-ролевые игры со сказочными, бытовыми и школьными сюжетами Игры в "Школу" (учеников, учительницу, маму отличника или двоечника, "Профессии" (дети придумывают сюжеты и берут на себя роли взрослых людей) и т. п.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
Таблица 1
Игры и игрушки в организации игровой деятельности дошкольников.
Экспериментирование Занятия с водой, песком, гипсом и другим природным материалом.
Конструирование Строительный материал типа конструкторов "Лего", "Архитектор" и пр.
Логическое мышление Ситуационные задачки, Головоломки, задачки со скрытым смыслом, задачки "Что перепутал художник?" и т. п.
Продуктивная деятельность Наборы для аппликации, лепки, рисования, вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки, для девочек наборы с бусинками и леской, "Фантазер" – набор для изготовления картин из цветного песка и т. п.
Игры с правилами Настольные игры "Лото", "Домино", "Бродилки" с игральным кубиком и др.
Сюжетно-ролевые игры со сказочными, бытовыми и школьными сюжетами Игры в "Школу" (учеников, учительницу, маму отличника или двоечника, "Профессии" (дети придумывают сюжеты и берут на себя роли взрослых людей) и т. п.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.
При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».