Светлана Хазиахметова
Здоровьесбережение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Вопрос об укреплении и сохранении здоровья детей на сегодняшний день стоит очень остро.
Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Поэтому перед каждым родителем и педагогом возникают вопросы:
- Как развить у детей интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?
- Как организовать деятельность дошкольников на занятиях, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Получить ответ на них можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов: сохранения, укрепления и формирования здоровья.
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровьесбережение — это сохранение и укрепление здоровья детей,
улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
- формирование у детей осознанного отношение к своему здоровью и жизни;
- накопление знаний о здоровье;
- развитие умений оберегать его.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Утренняя гимнастика
Динамическая пауза
Подвижные и спортивные игры
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Коррегирующая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Самомассаж
Релаксация
РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Главными воспитателями ребенка являются родители.
От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, во многом зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, должен находить каждодневную поддержку дома и только тогда это будет способствовать укреплению фундамента его здоровья, развитию физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, будет создавать условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В ребенке может укорениться лишь то, что закрепляется в семье, а
значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка
взрослого–родителя.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ
1. Соблюдаем режим дня
Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, гулять, играть в одно и то же время.
Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание - не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна 9- 10 часов). Необходимо регламентировать просмотр телепередач по времени и содержанию. Ежедневное соблюдение режима дня вселяет в ребёнка чувство безопасности, уверенности и устойчивости, а также учит распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.
2. Регламентируем нагрузки
Очень важно регламентировать не только физические, но эмоциональные и интеллектуальные нагрузки ребёнка. Другими словами, жить под девизом «Делу время – потехе час». Нужно внимательно следить за поведением ребенка и при этом ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения, дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.
3. Свежий воздух
Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу!
Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия, к быстрой утомляемости и истощаемости.
Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на свежем воздухе минимум 3 часа в день и в проветренном помещении во время сна. Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительных систем, но и возрастает количеств эритроцитов и гемоглобина в крови.
4. Двигательная активность
Движение – это естественное состояние ребенка.
Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка.
Лучшая среда для этого - детская площадка, парк, так как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.
Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает и плавает.
5. Физическая культура
Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья.
Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
Видов физической культуры много: утренняя гимнастика, физкультминутки,
физкультурные занятия в детском саду, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и, конечно, спортивные секции.
Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился требенку, и чтобы он занимался этим с удовольствием.
6. Водные процедуры
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться….
Всем с детства известны эти строки К. Чуковского.
Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом. Предварительно получив консультацию врача-педиатра, вы можете выбрать любой, подходящий для вашего ребенка вид водных процедур или же чередовать несколько:
- обливание утром и вечером перед сном теплой, прохладной или холодной
водой;
- контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног;
- обтирание мокрым полотенцем.
Но, главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры.
И вы радуйтесь вместе с ним!
7. Простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела
Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа, глаз, ушей, у висков, на пальцах рук и ног, на кистях рук, на подошвах путём надавливания, растирающих линейных и вращательных движений является прекрасным средством нормализации и улучшения регуляции деятельности всех систем организма, в том числе и психики.
8. Теплый, доброжелательный психологический климат в семье
Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка.
В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.
И, наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуют агрессия, раздражение, злость, тревога, страх, он заражается этими негативными эмоциями и чувствами, что приводит к расстройствам его здоровья и, следовательно, к задержке в развитии.
Позитивные правила в семье.
Установление данных правил поможет расти ребёнку здоровым и
счастливым:
-Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи.
-Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье.
-Единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во всех ситуациях.
- Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже при их отсутствии, если ребенок постарался.
- При любой возможности осуществление с ребенком телесного (погладить, взять за руку, легкий массаж тела и т. д.) и визуального контакта (посмотреть
ребенку в глаза, желательно на одном уровне с ним, т. е. присесть).
-Организация совместной деятельности с ребенком (как можно чаще).
-Никогда не отказывать ребенку в общении!
Установите в семье запрет на:
- Бурные негативные эмоции, особенно вечером, перед сном;
- Крик;
- Раздражение;
- Непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах);
- Агрессию;
- Злость.
Стремитесь быть мудрыми в воспитании ребенка.
Наш негатив разрушает неокрепшую психику ребенка, дезориентирует его и. следовательно, в конечном счете ослабляет его здоровье.
9. Питание
Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание.
В организации питания ребенка придерживайтесь простых, но очень важных правил.
- Питание должно быть по режиму (необходимо выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы).
- Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.
- Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.
- Питание должно быть хорошо сбалансировано : в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.
- Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.
- Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
- Настроение во время еды должно быть хорошим.
- Правильно и красиво сервируйте стол и оформляйте предлагаемые для еды блюда, ведь аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды.
10. Творчество
В творчестве ребенок может выразить себя: свои мысли, чувства, эмоции.
Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и
удовлетворение.
В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от них.
Через творчество ребенок постигает прекрасное, гармонию мира.
Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире, влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.
Творческие виды деятельности
- рисование,
- лепка (из пластилина, глины, теста,
- изготовление поделок из бумаги,
- шитье, вязание, плетение,
- занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской музыки,
- занятия танцами, театрализованной деятельностью.
Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения,
учит ребенка любить труд, гордиться собой.
ВЫВОДЫ
Семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий в
детском саду и дома будет способствовать:
- Воспитанию интереса ребенка к процессу обучения;
- Повышению познавательной активности;
- Улучшению психоэмоционального самочувствия и здоровья детей;
- Формированию осознанной потребности в ведении здорового образа
жизни.