Оксана Письменская
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем социализироваться и адаптироваться в обществе.
Таким образом, работа с родителями предполагает решение следующих задач:
1. Формировать и стимулировать мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.
2. Информировать родителей о речевых нарушениях ребенка;
3. Знакомить родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ;
4. Создавать единое коррекционно-развивающее пространство как в ДОУ, так и в домашних условиях;
5. Формировать и совершенствовать педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития своего ребенка.
Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться принципами сотрудничества.
Такими принципами являются:
1. Индивидуальный подход к каждой семье;
2. Гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;
3. Преемственность согласованных действий;
4. Открытость отношений;
5. Поэтапность реализации задач сотрудничества;
6. Эффективность выбранных форм сотрудничества;
7. Обратная связь.
Сотрудничество – своеобразный этап в развитии взаимодействия между людьми. Оно предполагает возможность одних передать опыт другим и сформировать потребность перенять его. В процессе сотрудничества важно не просто обучить какому-либо действию, а передать способы познания в какой-либо области. Именно поэтому, содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными, инновационными.
Формы работы логопеда с родителями детей с нарушениями речи.
Индивидуальная и подгрупповая форма работы с родителями включают :
- анкетирование;
- консультирование;
- рекомендации;
- беседы;
- практические занятия.
- родительские собрания.
Данные формы работы используются логопедом в разнообразных видах сотрудничества с родителями.
Консультативно-рекомендательная форма работы:
- предоставление диагностических данных: первичных, динамических;
- консультирование с ответами на вопросы родителей, касающихся оценки уровня развития ребенка на данном этапе, возможности коррекционной работы, рекомендации по организации условий успешного развития ребенка (индивидуальные, подгрупповые).
- информационные стенды, логопедические уголки.
Практическая форма работы:
- практические занятия (посещение родителями индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий).
Детские праздники, развлечения:
- утренники («Осенины», «Новогодний карнавал», «Выпускной бал» и др.). Форма организации: индивидуальная (сольное выступление, подгрупповая (совместное участие в инсценировке и т. п.).
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная, необходимо сделать акцент на обучении родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результата в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, понимание ими важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку.
Практический, многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными участниками коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников.