Галина Свириденко
Консультация «Здоровье — это главное жизненное благо»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье - это главное жизненное благо»
Януш Корчак
В связи с ухудшением состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста проблема воспитания здорового человека является особенно актуальной. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Принимать участие в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников обязательно должны как образовательные учреждения, так и родители. Правильно спланированная работа в дошкольном образовательном учреждении, её систематичность способствуют не только укреплению здоровья подрастающего поколения, но и привитию положительных привычек.
Публикация «Консультация „Здоровье — это главное жизненное благо“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
И. И. Мечников считал, что самое главное-научить человека выбору выбирать полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, неприученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее входить в реалии «взрослой жизни».
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО в детском саду успешно применяются здоровьесберегающие технологии.
Они предполагают воспитание культуры здоровья дошкольника. Задача простая, но очень серьезная: сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, развить умение оберегать его.
Образовательная работа в этом направлении предполагает различные формы, средства и методы. Основными формами работы являются занятия во всех областях, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники и другое.
В ДОУ на занятиях детям не только сообщают новые сведения, но закрепляют полученные знания, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме, образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни, о влиянии различных факторов на здоровье, о поведении человека, способствующем здоровому образу жизни.
На занятиях по экологическому воспитанию формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни, о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной активности, развитию психофизических качеств, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На занятиях по изобразительной деятельности дети в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста отображают накопленный опыт.
Созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни способствуют досуги. В процессе проведения развлечений закрепляются и систематизируются полученные представления. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно гигиенических навыков, опыта закаливания.
При организации прогулок продумывается проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр.
В игровой форме формируются представления о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно гигиенических процедур, нелекарственных средств (полоскание горла, закаливание и другое).
Хочется отметить, что здоровьесберегающие технологии подразделяются на:
• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.);
• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
• здоровьесберегающее образование детей (формирование знаний и навыков о здоровом образе жизни).
Я остановлюсь на валеологическом образованиии родителей в части обновленной работы с ними в связи с тем, что сегодня, в условиях пандемии, проблема здоровьесбережения выходит на первое место. Так, ноябрь 2020 года в нашем детском саду был объявлен месяцем усиленной антикоронавирусной пропаганды: все группы выбрали для себя определенные ориентиры в данном направлении.
Например, в средней группе «Капитошка» был объявлен конкурс по разработке памяток «Меры безопасности от коронавируса». В старшей группе «Кораблик» с целью пропаганды масочного режима через изобразительную деятельность была проведена совместная деятельность «Защитим новогоднюю игрушку от коронавируса» (дети «надевали» на елочные шары маски с помощью краски). В группе «Паровозик из Ромашкова» провели занятие «Айболит против Covid», конкурс рисунков и поделок «Стоп, коронавирус!». Родители группы «Ручеек», по предложению воспитателя, создали семейные медиафайлы по пропаганде профилактических мер против коронавирусной инфекции под лозунгом «В одиночку все мы-уязвимы, а вместе мы-непобедимы» и выставили их в ютуб. Воспитатели младшей группы «Бусинка» вместе с родителями изготовили дидактическое пособие - лепбук по теме: «Скажем вирусу НЕТ!», куда вошли пазлы «Вирусы», книжки-малышки, игры, памятки. В группе раннего возраста «Звездочка» провели развлечение «Новая болезнь», на котором устроили с детьми опытный эксперимент: «микробы на ладошках», который показал детям, сколько бактерий на грязных ручках! Воспитатель группы «Солнышко» с детьми представила презентацию тематической недели по профилактике коронавирусной инфекции «Вируса мы не боимся-знаем, как нам защититься».
А в группе «Сказка», где работаю я, была поставлена цель: совместно с детьми изготовить средства защиты от вирусных заболеваний-маски. Для реализации поставленной цели была проведена подготовительная работа: беседы с родителями, совместное с родителями приобретение необходимого материала для шитья масок (ткань, резинки, нитки, иголки, изготовление шаблонов. С детьми проводили беседы о необходимости соблюдения профилактических мер при вирусных заболеваниях (мытье рук, соблюдение дистанции, ношение масок, в результате которой пришли к мысли о том, что надо сшить маски не только для себя, но и для кукол. В процессе работы вместе с детьми занимались слоготворчеством и сочиняли слоганы: «Даже куклам повезло, не заразит их теперь никто», «На занятии мы были и все дружно маски шили», «Чтоб здоровье сохранить, надо маски всем носить».
Результат от этих мероприятий превзошел все ожидания: родители стали более организованными, понимающими, теперь проблем с соблюдением мер профилактики в детском саду не стало. Дети делятся приобретенным опытом с младшими сестрами и братьями, друзьями.
Во всех этих действах перед нами стояла непростая задача-с одной стороны, провести веселые и запоминающиеся мероприятия, а с другой-донести до детей мысль, что просто необходимо быть ответственными и внимательными к своему здоровью, ведь, как сказал М. Шолохов: «Здоровье – всему голова!»
Мы убедились, что главным в деятельности дошкольного образовательного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.