Татьяна Бичикова
Конспект НОД по познавательному развитию «Защитники Отечества родного»
▼ Скачать
Конспект НОД по познавательному развитию «Защитники Отечества родного»
Воспитатель:
Бичикова Т. А.
2016 год
Конспект познавательного занятия «Защитники Отечества родного»
Форма занятия «Путешествие по картине»
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Защитники Отечества родного“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.
Цель: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской.
Задачи:
воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желания им подражать.
Способствовать пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими; формировать умения высказываться по поводу увиденного; оживить представление о былинах, создать условия для вхождения в картину и описывать воспринимаемое при помощи приема эмпатии. Развивать фантазию, словесное творчество.
Совершенствование мыслительных операций на основе полученных знаний, - создать условия для познавательного развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивать смекалку, зрительную память, воображение, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
воспитывать стремление оказывать помощь детям и взрослым, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы.
Словесный, наглядный, метод ТРИЗ, прием эмпатии, поисковый метод, социоприемы, выбор детей, продуктивный.
Материалы и оборудование: презентация: картинка праздника 23 февраля, картина В. М. Васнецова «Богатыри, князь Владимир, сказители; образцы символов земли, солнца; фломастеры, заготовки щитов из картона, камень с надписью, кроссворды, физ. оборудование, Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; ансамбль «Цветы» песня «Богатырская наша сила»;, карточки современного оружия и оружия богатырей,
Предварительная работа: чтение былин в обработке В. Нечаева; рассматривание картин о богатырях; художественное творчество по аппликации, лепке и рисованию; заучивание пословиц, физминуток.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какой сейчас месяц? (февраль).
В феврале мы отмечаем праздник - День защитника отечества.
Кого же мы поздравляем в этот день? (тех, кто служил в армии и защищал нашу Родину.) Кто сейчас защищает рубежи нашей Родины? Перечислите военные профессии. ( Воздушные войска: лётчики, десантники, ракетчики.
Сухопутные: пехотинцы, артиллеристы, танкисты.
Морские: подводники, морской десант и т. д.)
Как вы думаете, в старину, когда ещё не было ни самолётов, ни ракет, ни подводных лодок и даже пушек и ружей ещё не придумали, кто же в те далёкие времена защищал наше отечество? (Русские богатыри.)
Сегодня поговорим о героях – богатырях древней Руси в которой жили 1000 лет тому назад, а вот слава о их подвигах, как о Защитниках земли родной из глубокой древности дошла до наших дней.
Кто такие богатыри? (Это храбрые воины, защитники русской земли). (слайд - картина «Богатыри»)
Кто изображен на этой картине?
- Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
- Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома,
- Что вы ещё о нём знаете?
- Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку – щит) Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица «на добрые дела. Нравится людям его «вежество», уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.
- Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца. Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок, он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.
- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный)
- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (В одной руке он держит щит, в другой – меч)
- Кто изображён справа от вас? (Алёша Попович)
- Почему его так прозвали?
- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный)
- Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
- Что у него весит с боку? (гусли).
- Как вы думаете зачем?
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)
-Ребята, посмотрите вам картину, она вам нравится?
_А вы знаете кто ее написал? - В. М. Васнецов
В. М. Васнецов, конечно, не видел богатырей. Они жили на много раньше художника,
А как художник узнал про богатырей, ведь раньше книг не было, он не мог их увидеть, прочитать про них?
Дети: он слушал, о чем поет народ в былинах.
Ребята, кто мне скажет, что такое былина? (Былина-это русская народная песня о подвигах богатырей) .
Кто их пел, рассказывал? (сказители, передавали из уст в уста) (слайд)
Сказитель – это рассказчик, который сказывал-рассказывал русские народные былины и сказки. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю, и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.
В. С. Васнецов работал над картиной 25 лет, это большой промежуток времени. Художник их себе представил так. (Слайд художника)
И теперь для нас они именно такие, как на этой картине. (Музыка окончена) .
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)
- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)
- Ребята, вы бы хотели оказаться на том холме, где сейчас богатыри?
Давайте оденем шапки – невидимки и шагнем в картину.
(дети делают шаг и оказываются в картине.)
Ребята, вот мы и в картине, что вы здесь видите, чувствуете, страшно вам или нет? –(прием эмпатии по ТРИЗ технологии)
Слайд: Князь Владимир обращается к детям. (аудиозапись)
О маленькие богатыри земли русской, не дает покоя нам этот Змей Горыныч, похитил наши волшебные щиты, без которых нам очень трудно. Я знаю, что вы будущие защитники нашего Отечества, вы смекалистые, ловкие, смелые и поможете нашему государству. Перед вами камень, который укажет путь.
-Ну, что ребята, в путь. Подходят к камню, там надпись:
Пойдешь на право - деньги и слава!
Пойдешь на лево – друзей потеряешь и будешь не смелым
Двинешься прямо - ждет опасность и богатырская слава!
По какой дороге ребята мы двинемся?
Находят свиток с заданием и эмблемы на две команды: солдаты и богатыри (дети одевают эмблемы)
Задание. Выбери правильно оружие, которое пригодится солдатам и богатырям. Чья команда быстрее это сделает?
2. Решение логических задач.
1 Матушка Ильи Муромца приготовила для трех богатырей котлеты. На это у нее ушло 5кг мяса,3кг картофеля и 2 кг капусты. Сколько кг продуктов приготовил повар, чтобы накормить солдат одного отделения?
2. Солдаты в понедельник на дежурстве по кухне почистили 4бочка картофеля, а во вторник 2 бачка, повар сказал, что на обед он израсходует только5 бочков картофеля.
3. Решение кроссвордов по первым буквам картинок
А) сильные
Б) смелые
4. Ну, а теперь мы посмотрим какие вы сильные и смелые.
Далее нужно пройти через горящую реку. (прыжки боком через шнур, шириной 20см)
Подвижная игра: Защитники Отечества
-богатыри – строятся на своей стороне площадки, руки на плечи, в шеренге
-солдаты - строятся друг за другом
Соловей разбойник - в круг, взявшись за руки.
-Молодцы ребята, вы на самом деле, быстрые, ловкие, сильные.
Задание 4. Пора дальше в путь! Проходят через болото и подходят к сундуку, открывают, там два щита.
Ребята, посмотрите, здесь еще какое- то задание, я что-то ничего понять не могу.
Что означает кисточка?- нарисовать
Солнце- защита от врагов
Дуб-сила богатырская
Елочка- долголетие
Дети украшаю меч по подгруппам, затем рассказывают, почему именно этими предметами украсили, что хотят пожелать защитникам земли русской.
Ну, вот, ребята, мы с вами убедились, что вы смекалистые, ловкие, смелые, находчивые и можете прийти на помощь в любую минуту. Сразу видно, что вы, будущие защитники Отечества.
Меч оставим здесь, а нам пора возвращаться в группу. Выходим из картины, снимаем шапки-невидимки.
-Рефлексия.
Под песню «Богатырская наша сила» дети выходят из зала.