НАТАЛЬЯ КЛОЧКО
Конспект НОД «Защитники отечества — кубанские казаки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА – КУБАНСКИЕ КАЗАКИ»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
2013 Г.
МБДОУ ДСОВ № 35
КЛОЧКО Н. В.
Программные задачи :
Познакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества.
Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.
Публикация «Конспект НОД „Защитники отечества — кубанские казаки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Закрепить знания детей о символике Краснодарского края: гимне, флаге. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину. за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям. Воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы: оформление группы атрибутами из музея «Казачья горница», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Защитники Отечества – кубанские казаки», фотографии казаков. Выставка детских рисунков по теме «Мой дед казак». Атрибуты к подвижной игре холст – ткань длиной 7-10 м., середина которого отмечена яркой лентой. Раскраски с изображением казаков.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками,, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Беседы с детьми, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.
Беседа о гимне и гербе Кубани с показом иллюстраций, чтение стихотворения З. Александровой «Родина». Ознакомление, чтение и прослушивание гимна Кубани.
Образовательная область : познание.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, музыка.
Ход занятия:
В начале занятия звучит кубанская песня и на экране изображен флаг Кубани. Слайд 1
Воспитатель. Ребята, вы угадали какая песня прозвучала?
Дети. Казачья.
Воспитатель. А про кого сложена песня?
Дети. Про защитников Отечества.
Воспитатель. Правильно ребята. Вы знаете, что у нас скоро будет праздник «День защитника отечества».А как вы понимаете эти слова?
Дети. Это солдаты нашей армии, моряки, летчики, пехотинцы, дедушки,папы, и все кто защищает нашу Родину.
Воспитатель. Молодцы. Вы все верно сказали, но у нас в нашем крае есть еще свои защитники, это казаки.
Я предлагаю представить вам, что мы попали в казачий поселок к нашим казакам и посмотреть их уклад жизни. Познакомиться с его героями. У меня в руках волшебная палочка. Сейчас мы с помощью нее перенесемся на Кубань на много лет назад.
Воспитатель взмахивает палочкой и на экране появляется фотография кубанского поселка. Слайд 2,3
Воспитатель. Вот так жили раньше казаки. Свои поселки они защищали от врагов, охраняли свою Землю. Свою малую Родину. В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжелой жизни. Они селились по берегам рек нашего края, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками. Казак в переводе значит вольный человек, удалой
Жизнь была не легкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги, а казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту. Вот послушайте отрывок стихотворения Н. Туроверова
Покидал я родную станицу,
На войну уходя наконец.
На шипы подковал кобылицу
У моста наш станичный кузнец.
По иному звенели подковы,
И казачки глядели мне вслед,
И станица казалася новой
Атаманцу семнадцати лет.
А какая главная казачья заповедь?
Дети. «Люби Родину, ибо она твоя мать!»
Воспитатель. А какое же главное призвание казака?
Дети. Быть военным.
Воспитатель. В казачьих песнях и пословицах говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Казак смелый, отважный, бесстрашный воин: воевал на коне с шашкой и пикой в руке. С первых дней существования казачества главным делом жизни казака было дело военное. А в боях случалось всякое, многие не вернулись из походов, поэтому много есть песен полных скорби и печали о погибших. У казаков есть много пословиц про честь и дружбу. Давайте их вспомним.
Дети называют пословицы. Воспитатель помогает им. Разбирают смысл пословиц.
Казака в степи только пуля догонит.
Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи
Всяк свистнет, да не по-казацки
Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи
Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.
Степь да воля — казачья доля.
Тот и не казак, кто не думает быть атаманом.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. В казачьих военных песнях, часто рассказывается о структуре войскового управления, есть песни о простых казаках, есаулах, урядниках, сотниках. А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?
Дети: - Атаман!Слайд4
Воспитатель. Правильно. Атамана выбирают на круге из самых смелых казаков. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.
А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?
Дети. Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах.
Воспитатель. Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети. Конь был верным другом казака. Слайд 5
Воспитатель. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель. Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие. Сейчас и мы попробуем стать удалыми казаками. Разомнемся.
Физминутка
Проводится народная кубанская игра Тяни холсты
Равное количество из двух команд. Берутся за концы холста. По команде начинают тянуть так, что бы середина холста оказалась на их половине. Игра сопровождается присказками, прибаутками.
. Игра повторяется 2-3 раза.
Тяни холсты,
Потягивай!
Коробочку
Накладывай!
Тяни холсты.
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничку!
Тяни, тяни,
Потягивай,
Да поперк
Покладывай!
Это маме холст,
Это тяте холст,
А Ванюшкин холст
С мышиный хвост!
Тяни холсты,
На покроичку,
Тяни холсты
На рубашечку!
Воспитатель.
Скажите ребята, какое оружие у казака было самым главным?
Дети. главным оружием у казаков был кинжал. Слайд 6
Воспитатель. Правильно. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою. С любовью относились казаки к своему оружию и берегли его, как зеницу ока. Тот не казак, говорили они, у кого скверное оружие. Но особенно берегли и холили казаки свою саблю (шаблю). А как называли ее в песнях?
Дети. «сестрицей, ненькой ридненькой, дружиною, калиночкой молоденькой”.
СЛАЙД 7.
Воспитатель. Молодцы ребята. А еще у кубанских казаков был свой кубанский флаг, который и до нашего времени сохранил все свои цвета. Давайте вспомним его цвета и что они означают.
Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: Синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель: Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: Цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: О чем говорит малиновый цвет?
Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель: А зеленый цвет?
Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили. И после победы над врагами флаг водружали на самом видном высоком месте. Это означало полную победу. А таких побед у казаков насчитывалось немало. Казаки всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. И я предлагаю вернуться с помощью нашей волшебной палочки в наше время и посмотреть фотографии нынешних казаков, наших отцов и дедов которые и по сей день защищают нашу страну и Родину, нашу любимую Кубань и послушать гимн Кубани. Слайд 8, 9,10,11
Воспитатель. Вам понравилось сегодняшнее путешествие к кубанским защитникам Отечества?
Дети. Понравилось.
Воспитатель. Ну тогда я предлагаю отгадать загадки и проверить вашу внимательность:
Крепка, звонка и отточена, кого поцелует, тот с ног долой. (Шашка).слайд 12
На чужой спине едет, чужой груз везёт. (Седло).Слайд 13
Шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы. (казаки).Слайд14
В конце непосредственно образовательной деятельности воспитатель в виде поощрения раздает детям раскраски с изображением казаков и казачек, изображением их оружия и флага Кубани и т. д. и предлагает их раскрасить в свободное время.