Оксана Фалалеева
Занимательная математика для дошкольников
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Считаю, что приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью.
Публикация «Занимательная математика для дошкольников» размещена в разделах
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Заинтересовавшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
При проведении занятий я использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили апельсин, много нас, а он (один).
Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Предлагаю примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике :
1. Игра-конструктор «Сложи из фигур»
Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Материал : картонное основание с цветными изображениями геометрических фигур, плоские геометрические фигуры разной величины.
Ход игры:
1. Рассмотри внимательно рисунок. Из каких фигур сделана постройка? Что находится в самом низу, верху, слева, справа. Построй точно такой же рисунок. Подбери для этого нужные фигуры.
2. С усложнением: Попробуй построить без опоры на схему.
Предложить ребёнку составить фигуру из двух, трёх (или более) элементов самостоятельно и назвать, что получилось.
2. Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее»
Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Материал : набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке фигуры, назвать их, объяснить их назначение. Определить, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
3. Дидактическая игра по развитию количественных представлений
«Один-много»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Материал : набор картинок
Ход игры:
Взрослый называет существительное в единственном числе ребёнок должен назвать множественное число. Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных, красочных картинок. (Стол- столы; шар-шары; и т. д.)
Каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.