Наталья Малышина
«Юные экологи». Экологическая тропа в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
«Юные экологи»
Экологическая тропа в подготовительной группе
Воспитатель Малышина Н. С.
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,
ни зуба, чтобы защищаться от недругов.
Её сокровища вверены нашей совести,
справедливости, уму и благородству.
Л. Леонов
Актуальность
Публикация «„Юные экологи“, Экологическая тропа в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель : Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи :
1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
2. Формирование знаний о природе.
3. Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение
4. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
5. Знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, закрепление знаний о ценности их для здоровья.
6. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
7. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
8. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе : беседы, наблюдения, исследовательская деятельность, решение экологических ситуативных задач; трудовой десант; игры (дидактические, соревновательные, подвижные);
Ход развлечения.
В группу приносят большой конверт. Воспитатель вскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу. Карту прилагаю».
Воспитатель : Ребята, поможем нашей Природе? Спасем ее?
Рассматривание карты. Дети одеваются на прогулку.
Выходят на улицу.
1 этап: игра «Экологический светофор»
-А знаете ли вы правила поведения в лесу?
- Давайте повторим их.
1. Не рви в лесу, на лугу цветов.
2. Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
4. Не сбивай грибы.
5. Не разжигай костёр.
– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.
Решение экологических задач
Ход игры.
Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный
Воспитатель: Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели : мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птичке это не понравиться, -сказал папа. - Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».
Как вы думаете, папа правильно поступил?
3. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
-Как вы думаете, правильно поступили родители Лены.
-Молодцы ребята, вы верно ответили на все вопросы.
2 этап «Мусору бой»
Воспитатель: А теперь мы пройдем на наш участок и поможем Природе. Мы уберем наш участок от мусора: камней, палок и стекла. Сгребем листья в кучи.
Идет уборка участка.
Воспитатель: Ну вот, посмотрите, на нашем участке стало чисто и уютно. А сейчас мы поиграем в игру «Природа благодарит или сердится».
Ход игры :
Воспитатель просит детей ответить на два вопроса:
-За что бы природа сказала вам «спасибо?»
-За что бы природа могла на нас рассердиться?
Дети получают фишки: за ответы на первый вопрос красного цвета и зеленого цвета за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить зеленые фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.
3 этап «Лесная опушка»
Воспитатель: Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.
- Как узнали берёзу?
Дети: Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
- Послушайте стихотворение «Берёза».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.
-Отгадайте следующую загадку
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полет. (Клен)
Ребята, кто мне покажет клен?
-Клёны ценятся в декоративном садоводстве, их часто высаживают в парках за красоту их кроны, зимний цвет коры, ажурную листву, яркий осенний наряд. Некоторые виды клёна используются для получения кленового сиропа и сахара.
- Как нужно относиться к деревьям?
Дети: Нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
-Давайте посмотрим на это дерево. Кто знает, как оно называется? Это рябина.
Осень в сад к нам пришла
Красный факел зажгла
Здесь дрозды с утра снуют,
И, галдя, ее клюют.
(рябина)
— Какие изменения произошли с рябиной? (Листья облетели, а кисти ягод остались висеть).
— Ребята, смотрите, что мы видим на земле? Откуда взялись там ягоды? (их уронили птицы).
— Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябине?
-Рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют «дрозды-рябинники». Видно, что ощипывали дрозды рябину торопливо, много обрывков на кистях оставили. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов и свиристелей рябина является кормушкой (показываются изображения птиц).
-Про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке».
-Если на одной веточке много ягод, как ее можно назвать? (гроздь, кисть).
-Давайте возьмем веточку рябины с гроздями, обвяжем ее ленточкой, пусть она оберегает наш дом. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.
Игра «Следопыты. Каких листьев больше»
Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).
Проведение подвижных игр «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т. д.
4 этап «Птичий городок»
Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?»
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Ответ: Кормушка
-Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?
Дети: Эта кормушка для птиц
- Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?
Дети: В лесу, в парке.
- Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?
Дети: Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.
- Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети: насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
-А какие птицы живут в лесу?
Дети: Скворцы, грачи, совы.
- Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?
Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Ход игры.
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они – птицы.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на возвышенность – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности оказать помощь.
Участники делятся на две команды: «Вороны» и «Воробьи». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «Вороны» то дети из команды «Воробьи» бегут в свой домик, а дети из команды «Вороны» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
5 этап «Водоем»
Воспитатель: Я видела на плане вашей экологической табличке водоем, не проводите меня к нему?
-Дети, давайте вспомним, как называется водоем, созданный человеком? Правильно, пруд. Наш маленький пруд является «домом», в котором «дружно» живут и растения и животные.
Конечно, обитатели водоема могут погибнуть, но мы с вами этого не допустим.
-А знаете ли вы дети, какие насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
-Ребят, скажите, можно ли обижать лягушек?
Дети: Нет нельзя!
-В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу. Кто-то больше, кто-то меньше, но все они имеют право на жизнь.
-А мусор в воду не бросаете?
Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.
Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле. Вода входит в состав всех лечебных настоев, которыми ваши родители лечат вас, в зимнее время, поддерживают организм витаминными настоями – сироп шиповника, брусники; различными детскими травяными и фруктовыми напитками.
Игра "Цапли и лягушки"
Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель. Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:
Мы зеленые лягушки
Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд –
Цапли в нем нас не найдут.
После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.
Воспитатель : Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.
6 этап «Огородик
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, картофель, морковь, лук, салат и др.) Воспитатель предлагает собрать поспевший урожай.
Воспитатель беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
-А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: Конечно, умеем, мы же в школу собираемся идти, а там все надо знать.
-: Ну, тогда наступило время для следующей игры «Собираем урожай»
Дети делятся на две команды. Воспитатель загадывает загадки про овощи, фрукты, ягоды, а дети отгадывают (за каждую отгаданную загадку, выдается фишка-ромашка, чья команда больше наберет, та и победила)
-Вот молодцы, давайте посмотрим у кого же больше фишек.
Определяется победитель.
7 этап «Полезный чай»
Воспитатель -.Обратите внимание, на карте видно, что следующий этап нашего маршрута находиться в группе. Интересно, что нас там ждет?
Группа заходит в детский сад, дети раздеваются.
Дети находят коробку с плодами шиповника, цветками зверобоя и липы.
Воспитатель - Странный подарок. Зачем нам всё это? Что делать с этими предметами?
Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. Рассматривание гербария.
Исследовательская деятельность • «Завариваем полезный чай (зверобой, мята, липа)» Дегустация полученных чаев.
Воспитатель - ребята, мы с вами прошли весь маршрут. Выполнили все задания, собрали урожай и даже попробовали вкусный и полезный чай. Какие вы молодцы. Природа прислала вам еще одно письмо:
«Дорогие ребята, спасибо! Вы сегодня были все внимательны, собраны, помогали птицам, животным и растениям. Вы столько много знаете о природе! Вы доказали, что вы настоящие защитники природы, и можете с гордостью вступить в клуб юных экологов. Я вам всем хочу вручить эмблемы юного эколога.
Юные экологи - это дети, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, чтобы люди убирали за собой мусор не оставляли его в лесах и т. д. Всегда поступайте правильно. Ведь вы настоящие защитники природы. На вас вся надежда. Помогайте. Берегите природу. Ваша матушка Природа»
Воспитатель вручает детям эмблемы и поздравляет детей.