МААМ-картинки

Этнопедагогика: педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи

Наталья Квитковская
Этнопедагогика: педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Этнопедагогика : педагогическая деятельность

в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи воспитания детей»

Воспитатель: Квитковская Н. А.

2020г.

«…Воспитание, созданное на народных началах

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах…

Всякая живая историческая народность есть самое

прекрасное создание, и воспитанию остается только черпать

из этого богатого и чистого источника».

К. Ушинский

Публикация «Этнопедагогика: педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи» размещена в разделах

Уважаемые коллеги! Мы – педагоги России, многонациональной страны. Наша профессиональная деятельность проходит в полиэтнической и поликультурной среде. Мы воспитываем и обучаем детей из разных национальностей. Основы этнопедагогики помогут педагогу грамотно организовать воспитательный процесс в эмоционально комфортном для воспитанников пространстве. И многие, если не все описанные элементы в народной педагогике, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.

Этнопедагогика - самая древняя наука на Земле, народная наука о воспитании детей. Она существовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ. В ней отражены традиции, обычаи воспитания в национальных семьях.

Если посмотреть на карту МО, то мы увидим, что ее окружают ближайшие республики: Татарстан, Чувашия, Мордовия, Удмуртия Многие традиции воспитания детей рядом живущих содружественных народов России перекликаются.

Нацелено семейное воспитание было: во-первых на развитие таких качеств у детей, как трудолюбие, усердие, старательность, терпеливость, бережливость, аккуратность.

Во-вторых в основе педагогики дружественных народов России лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность. упоминается дружба и согласие, любовь к Родине.

Появление ребенка в любой национальной семье всегда радость.

В русском обществе с давних времен образцовой семьей была многодетная семья, а образцовой женщиной - мать в окружении многочисленных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни.

В народе твердо знали: один ребенок — это еще не ребенок, два ребенка — только полребенка, три ребенка — это уже ребенок.  

В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу донья да бал татлы, балдан да бала татлы» (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще). Удмурты "счастье полагают только в детях, поэтому у кого есть дети, тот считает вправе назвать себя счастливым, довольным судьбой". Считалось, чем больше детей, тем больше эту семью любят боги.

Мордва говорили: «Дом с детьми - счастливый дом».

При этом культа ребёнка в семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в татарской поговорке: «Бала жденаторсац, бала булырсыц» (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь).

Основными нормами, правилами воспитания детей в семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим.

Престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети.

Одними из самых важных воспитателей детей были бабушки и дедушки. В народе часто говорили: «Родили мать с отцом, а воспитали бабушка с дедушкой».

Признается особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Анакамчысы - мамыктан, атасузе - тимердэн» (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо).

Авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось.

Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь.

Были и различия в традициях и взглядах воспитания народов.

В основе воспитания детей в русских семьях заложены церковные и народные традиции. Система воспитания представляло собой четкое следование Библии, ветхого и нового завета. В основном это суровая до жестокости домашняя дисциплина. В православной традиции воспитания принято учить ребенка не делать другим того, чего он не желает себе. Религия помогает по-доброму, с пониманием относиться к знакомым и незнакомым людям, не причиняя им зла.

Например, в татарской семье дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын - продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости.

Такие же стандарты были и в русской, мордовской семье. В мордовских семьях так же предпочтение отдавалась рождению именно мальчиков, они - продолжатели рода, семьи, её традиций, а девочки считались обузой. Это подтверждает следующая поговорка: «Отца, мать кормлю - долг плачу, сыновей в люди вывожу - взаймы даю, дочь снабжаю – за окно бросаю».

У удмуртов, как у некоторых этносов, не было ярко выраженного предпочтения рождению мальчика перед рождением девочки, всегда просили богов, чтобы в семье были и те и другие. В народе в таких случаях говорили, что "без девочек в семье скучно", что "хорошо не только мужскую свадьбу играть (то есть не только сыновей женить, надо и из дома выдавать".

В чувашских семьях радовались любому ребенку: и мальчику, и девочке. Вырастить дочь или несколько дочерей, настоящих невест, было престижно. Ведь по традициям в женский костюм входило много дорогих серебряных украшений.

В чувашских и татарских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей.

Разнятся и методы наказания и порицания за поведение.

В татарской семье воспитание начиналось с рождения: «…Пока поперек кровати лежит»

В чувашской семье, если ребенок капризничал без видимой причины, прибегали и к запугиваниям: "будешь плакать, отдам цыгану (русскому, татарину)". Шлепок считался крайней мерой наказания.

С 5 лет дети в мордовской семье лишались своих былых привилегий. Им уже не прощались многие проступки, шалости. Часто прибегали к физическим наказаниям. У мордвы любой житель села имел право вмешиваться в дела и поступки детей, наставлять их, сделать замечания и даже наказывать.

Среди воспитательных мер, через которые взрослые влияли на детей, на первом месте были народные игры. Это хороводные, подвижные, состязательные игры.

Неоспоримо то, что в народных играх есть зёрна такой мудрости, которые всегда будут служить основой воспитания подрастающего поколения.

Народные подвижные игры - универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах: речевого (словесного) общения, ритмического или мелодического выражения, совместных движениях и действиях.

В народных национальных играх задействованы  народные песни: колыбельные, лирические, народные танцы, выражающие характер, образ жизни народа, пословицы, поговорки, загадки, народные обычаи, обряды.

Например, удмурты считали, что через игру детей можно научить всему. В народных играх детей и подростков отражалась культура и история народа. Приобщаясь к ним, ребенок получал новые знания и умения. На характере многих национальных игр сказались традиционные занятия народа и условия жизни в лесном краю. Во многих забавах использовали палки, жерди, поленья, щепки, деревянные чурки.

Народные игры, передающиеся из поколения в поколение, занимают своё почетное место и в современном воспитании. По-прежнему в играх дети, отождествляя себя со старшими, осваивают смысл трудовой деятельности, ее отдельные операции, сложившиеся стереотипы поведения; по-прежнему большую роль играют в творческом развитии и физической закалке детей.

Используемая литература

1. Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов / Г. А. Никитина. - Ижевск, 1997. - С. 16-18, 28-30, 51-55, 82-85, 96-97.

2. Владыкин В. Е. Три свадебных напева / В. Е. Владыкин // Гыдыке / сост. Т. Г. Перевозчикова. - Ижевск, 1991. - С. 4-6.

3. Владыкин В. Е. В великом мире людей / В. Е. Владыкин // Эшъёс-юлтошъёс = Человек силен друзьями / сост. Т. Г. Перевозчикова. - Ижевск, 1993. - С. 5.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Консультация  «Рождественские обычаи и традиции в России» Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традицииНародный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнопедагогика: педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 22:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнопедагогика: педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Квитковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД