Наталья Квитковская
Этнопедагогика: педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Этнопедагогика : педагогическая деятельность
в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи воспитания детей»
Воспитатель: Квитковская Н. А.
2020г.
«…Воспитание, созданное на народных началах
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах…
Всякая живая историческая народность есть самое
прекрасное создание, и воспитанию остается только черпать
из этого богатого и чистого источника».
К. Ушинский
Публикация «Этнопедагогика: педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде, национальные традиции и обычаи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Уважаемые коллеги! Мы – педагоги России, многонациональной страны. Наша профессиональная деятельность проходит в полиэтнической и поликультурной среде. Мы воспитываем и обучаем детей из разных национальностей. Основы этнопедагогики помогут педагогу грамотно организовать воспитательный процесс в эмоционально комфортном для воспитанников пространстве. И многие, если не все описанные элементы в народной педагогике, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.
Этнопедагогика - самая древняя наука на Земле, народная наука о воспитании детей. Она существовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ. В ней отражены традиции, обычаи воспитания в национальных семьях.
Если посмотреть на карту МО, то мы увидим, что ее окружают ближайшие республики: Татарстан, Чувашия, Мордовия, Удмуртия Многие традиции воспитания детей рядом живущих содружественных народов России перекликаются.
Нацелено семейное воспитание было: во-первых на развитие таких качеств у детей, как трудолюбие, усердие, старательность, терпеливость, бережливость, аккуратность.
Во-вторых в основе педагогики дружественных народов России лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность. упоминается дружба и согласие, любовь к Родине.
Появление ребенка в любой национальной семье всегда радость.
В русском обществе с давних времен образцовой семьей была многодетная семья, а образцовой женщиной - мать в окружении многочисленных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни.
В народе твердо знали: один ребенок — это еще не ребенок, два ребенка — только полребенка, три ребенка — это уже ребенок.
В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу донья да бал татлы, балдан да бала татлы» (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще). Удмурты "счастье полагают только в детях, поэтому у кого есть дети, тот считает вправе назвать себя счастливым, довольным судьбой". Считалось, чем больше детей, тем больше эту семью любят боги.
Мордва говорили: «Дом с детьми - счастливый дом».
При этом культа ребёнка в семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в татарской поговорке: «Бала жденаторсац, бала булырсыц» (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь).
Основными нормами, правилами воспитания детей в семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим.
Престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети.
Одними из самых важных воспитателей детей были бабушки и дедушки. В народе часто говорили: «Родили мать с отцом, а воспитали бабушка с дедушкой».
Признается особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Анакамчысы - мамыктан, атасузе - тимердэн» (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо).
Авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось.
Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь.
Были и различия в традициях и взглядах воспитания народов.
В основе воспитания детей в русских семьях заложены церковные и народные традиции. Система воспитания представляло собой четкое следование Библии, ветхого и нового завета. В основном это суровая до жестокости домашняя дисциплина. В православной традиции воспитания принято учить ребенка не делать другим того, чего он не желает себе. Религия помогает по-доброму, с пониманием относиться к знакомым и незнакомым людям, не причиняя им зла.
Например, в татарской семье дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын - продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости.
Такие же стандарты были и в русской, мордовской семье. В мордовских семьях так же предпочтение отдавалась рождению именно мальчиков, они - продолжатели рода, семьи, её традиций, а девочки считались обузой. Это подтверждает следующая поговорка: «Отца, мать кормлю - долг плачу, сыновей в люди вывожу - взаймы даю, дочь снабжаю – за окно бросаю».
У удмуртов, как у некоторых этносов, не было ярко выраженного предпочтения рождению мальчика перед рождением девочки, всегда просили богов, чтобы в семье были и те и другие. В народе в таких случаях говорили, что "без девочек в семье скучно", что "хорошо не только мужскую свадьбу играть (то есть не только сыновей женить, надо и из дома выдавать".
В чувашских семьях радовались любому ребенку: и мальчику, и девочке. Вырастить дочь или несколько дочерей, настоящих невест, было престижно. Ведь по традициям в женский костюм входило много дорогих серебряных украшений.
В чувашских и татарских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей.
Разнятся и методы наказания и порицания за поведение.
В татарской семье воспитание начиналось с рождения: «…Пока поперек кровати лежит»
В чувашской семье, если ребенок капризничал без видимой причины, прибегали и к запугиваниям: "будешь плакать, отдам цыгану (русскому, татарину)". Шлепок считался крайней мерой наказания.
С 5 лет дети в мордовской семье лишались своих былых привилегий. Им уже не прощались многие проступки, шалости. Часто прибегали к физическим наказаниям. У мордвы любой житель села имел право вмешиваться в дела и поступки детей, наставлять их, сделать замечания и даже наказывать.
Среди воспитательных мер, через которые взрослые влияли на детей, на первом месте были народные игры. Это хороводные, подвижные, состязательные игры.
Неоспоримо то, что в народных играх есть зёрна такой мудрости, которые всегда будут служить основой воспитания подрастающего поколения.
Народные подвижные игры - универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах: речевого (словесного) общения, ритмического или мелодического выражения, совместных движениях и действиях.
В народных национальных играх задействованы народные песни: колыбельные, лирические, народные танцы, выражающие характер, образ жизни народа, пословицы, поговорки, загадки, народные обычаи, обряды.
Например, удмурты считали, что через игру детей можно научить всему. В народных играх детей и подростков отражалась культура и история народа. Приобщаясь к ним, ребенок получал новые знания и умения. На характере многих национальных игр сказались традиционные занятия народа и условия жизни в лесном краю. Во многих забавах использовали палки, жерди, поленья, щепки, деревянные чурки.
Народные игры, передающиеся из поколения в поколение, занимают своё почетное место и в современном воспитании. По-прежнему в играх дети, отождествляя себя со старшими, осваивают смысл трудовой деятельности, ее отдельные операции, сложившиеся стереотипы поведения; по-прежнему большую роль играют в творческом развитии и физической закалке детей.
Используемая литература
1. Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов / Г. А. Никитина. - Ижевск, 1997. - С. 16-18, 28-30, 51-55, 82-85, 96-97.
2. Владыкин В. Е. Три свадебных напева / В. Е. Владыкин // Гыдыке / сост. Т. Г. Перевозчикова. - Ижевск, 1991. - С. 4-6.
3. Владыкин В. Е. В великом мире людей / В. Е. Владыкин // Эшъёс-юлтошъёс = Человек силен друзьями / сост. Т. Г. Перевозчикова. - Ижевск, 1993. - С. 5.