Ирина Москвичёва
«Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников»
Игровые технологии
Приобщение дошкольника к экологической культуре, концентрирует в себе общечеловеческие ценности отношения к природе. Ядром содержания экологической культуры являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах.
Публикация «„Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Природа самоценна, а гуманное отношение к живому - как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. Переживание значимости такого отношения достигается проживания ребенком гуманных чувств к миру природы. Экологическая воспитанность ребенка, является закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.
Экологическая воспитанность выражается в гуманноценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
• интерес к природным объектам;
• желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Детям необходимо раскрыть идею единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похоже на животных и растения. Здесь же отражать влияние природы на жизнь человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому надо большое внимание уделять опытам и наблюдениям. Важно что бы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, по средствам игровой и опытнической деятельности, мы формируем
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей.
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери
Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.
Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.
Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.
Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.
В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:
• Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
• Формирование знаний о природе;
• Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.
Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.
Работа ведется по двум направлениям:
Формирование начал экологической культуры у детей;
Развитие начал экологической культуры у взрослых.
«Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Критериями сформированности о сознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
- освоение норм поведения в природном окружении и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, и по
мере своих сил и возможностей
противостоять антигуманным
и безнравственным действиям.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.