МААМ-картинки

Эффективные инструменты вовлечения родителей в жизнь детского сада

Инна Хачецукова
Эффективные инструменты вовлечения родителей в жизнь детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Детский сад – это важный период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, опыт коллективного общения. Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Родители часто бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Темочки:

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов.

От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат — спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Педагог вынужден подстроиться к особенностям вновь поступающих малышей, их характерам, способам реагирования, привычкам, и найти к каждому свой индивидуальный подход. Родитель испытывает большую тревожность за своего ребенка, адаптируется к новой организации своей жизни и жизни малыша.

Организация грамотного психолого-педагогического взаимодействия с семьей в этот период является залогом успешной адаптации ребенка и родителей к условиям ДОУ. Мы к данному вопросу подходим комплексно, охватывая всех субъектов адаптационного периода. С целью обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) используем активные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. (ФГОС п. 1.6)

Одно из условий успешной адаптации - это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Этому способствует правильно выстроенная работа.

Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т. п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого, прежде всего, необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации.

В настоящее время существует множество различных и эффективных форм взаимодействия ДОУ и родителей. Мы с вами понимаем, что особенно это важно на первых порах, когда ребенок только начинает свой путь социализации, переступая порог дошкольного учреждения.

Наша главная цель, как педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Мы поставили перед собой цель: помочь легко адаптироваться к условиям детского сада не только детям, но и их родителям, сделав родителей активными участниками педагогического процесса, оказывая им помощь в реализации ответственности за воспитание детей.

Для достижения данной цели и координации деятельности дошкольного учреждения и родителей мы видели перед собой следующие задачи:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- Объединить усилия детского сада и семьи для успешной адаптации малышей;

· Создать атмосферу взаимопонимания, общность интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку всех членов воспитательного процесса;

· Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

В дошкольном учреждении мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Для прохождения адаптации детей к условиям детского сада более легко и успешно мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы.

В групповом чате будущих родителей, перед посещением детского сада мы предлагаем поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаё т различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.

Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Первое знакомство родителей и вновь поступающих малышей с воспитателями и группой происходит во время экскурсии в группу будущего воспитанника. Цель данного мероприятия – укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком в новой обстановке, оценить будущие условия содержания малыша. После посещения группы родители беседуют с детьми, формируя у них интерес к детскому саду. В результате у детей формируется положительное отношение к новой группе, воспитателям и детям.

Во время адаптационного периода проводим проект «Давайте познакомимся». Целями данного проекта являются: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду; сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста. Итогом проекта станет выставка фотоальбомов с фотографиями детей и членов их семьи, которые приготовили для малышей их родители. Дети любят рассматривать фотографии, показывать их своим друзьям и рассказывать, кто на них изображен.

Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период. Вот и первая задача, появляющаяся перед родителями, специалистами и детским садом в целом.

Вторая задача – второй этап – плавное введение в образовательную деятельность. В это время основной вид деятельности ребёнка – игра. Он учится играть и, играя, учится.

Третья немаловажная задача – социализация. Успешное взаимодействие малыша и его окружения нередко становится основой его будущего. В реализации этих задач мелочей нет, как нет и лишних людей. Воспитатель становится связующим звеном между специалистами детского сада, ребёнком и родителями. Дело в том, что в детском саду ребёнок реализует себя сам. Его поведение в группе может в корне отличаться от поведения дома, и это нормально.

Все мы знаем, что формы и методы работы с родителями очень разнообразны, каждый выбирает те формы, которые ему кажутся наиболее эффективными. Поэтому, я сегодня хотела бы поделиться с вами своим опытом, по взаимодействию с семьями воспитанников.

При взаимодействии с родителями придерживаюсь следующих принципов:

• Сотрудничество и наставничество;

• Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;

• Доброжелательный и открытый стиль общения педагогов с родителями;

• Компетентность педагогов;

• Динамичность.

Первый этап - wats’app

Все мы прекрасно знаем и понимаем, что живем в период компьютерных технологий, гаджетов и т. п. Так сложилось, что основную информацию, какие-либо новости мы узнаем из интернета.

Воспользовавшись этим, нами была создана группа в wats’ap. Казалось бы, все этим методом пользуются. НО! Необходимо отметить, что важно не просто создать родительский чат, а именно с помощью его расположить родителей к себе так, чтобы им хотелось узнать все больше и больше. Еще до первого родительского собрания, получив списки воспитанников с контактами их родителей, мы создали группу, записав для родителей обращение. В котором представилась, рассказала о себе (образование, опыт работы, достижения). Также кратко описали режимные моменты нашего детского сада, и обратились к родителям с предложением написать интересующие их вопросы, ответы на которые, они получат на родительском собрании.

Создав группу, мы сразу же создали свои мини-законы, пользования этим чатом, что на мой взгляд с первой секунды – дало результат.

Мини-законы:

1. Уважительное отношение ко всем участникам группы.

2. Запрет спама.

3. Информация в группе только по - существу.

4. Информационное молчание после 21.00

5. Воспитатель отвечает на вопросы и сообщения в период «Тихого часа», либо свободного времени

6. Практически каждый день выкладывается для родителей фотоотчет о жизни детей в детском саду. Это способствует снижению тревожности и возникновению положительных эмоций у родителей.

Следует отметить, что взаимодействие с родителями через группу также актуально, поскольку не каждый родитель может подойти и поинтересоваться: «А как мой Саша, или Петя?»

А написать, проще…и ответ будет получен.

Второй этап: «Личное Знакомство»

Родительское собрание

Главная цель – помочь родителям в осознании ответственности за воспитание и здоровье детей.

Познакомили с программой, рассказали о режиме дня и расписании занятий в группе.

Организовали знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.

Таким образом, помогли родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников.

В ходе собрания родители получили ответы на вопросы, заданные в «родительском чате», предлагали свои варианты их решения.

В форме дискуссии

Обсуждали с родителями общую для них проблему адаптации детей, обменивались друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Для каждого родительского собрания разрабатываются буклеты, памятки родителям, что позволяет воспринимать информацию не только со слов воспитателя.

Третий, и один из самых эффективных методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи воспитанника, а также играющий значительную роль на начальном этапе адаптации к детскому саду, сыграл метод наглядности! Что я вложила в эту формулировку? На начальном этапе адаптации, в группе были созданы мини-альбомы. В которых фотографии каждого воспитанника группы. Фотографии из дома, с прогулки. Нужно сказать, это очень эффективная форма работы, особенно для тех детей, которые тяжело проходят путь адаптации. А взяв домой несколько таких альбомов, посмотрев спокойно, сидя на любимом диване, фотографии других детей, увидев, чем они увлекаются, у детей проявляется интерес к знакомству с этими детками, и уже придя на следующий день в детский сад, ребенку будет гораздо легче, ведь он уже знает деток, он пришел с ними играть, знакомиться!

Также создан альбом группы, в котором находятся фотографии помещений группы (спальня, игровая комната, туалет, приемная, где много ярких кабинок, оформление игровых зон. Ребенок, увидев это, уже сам проявляет интерес пойти в детский сад, посмотреть, а что там, а как там?

Еще одной темой для создания фотоальбома стал вопрос: Ребенок дома! Какой он?» это позволяет оценить степень адаптации ребёнка, поскольку мы можем на фото видеть счастливого ребенка, читающего книги, в тот момент, когда в группе ребенок даже не подходит к книжному уголку, либо наотрез отказывается открывать даже знакомые книги! Эти моменты позволяют скорректировать путь адаптации!

Четвертым этапом взаимодействия является постоянно обновляющаяся консультативная поддержка родителей, всевозможные индивидуальные консультации, буклеты. А также различные тематические выставки, в которых родители и дети принимают совместное участие, что усиливает у ребенка интерес к детскому саду.

Анкетирование. Этот метод позволяет собрать данные, интересующие нас, как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в саду, об индивидуальных особенностях воспитания и развития малышей.

Мы предлагаем родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных особенностей ребёнка и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Беседуем с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, даем рекомендации, пямятки, отвечаем на вопросы.

Главное для малышей – безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно среди многих - как дома, где он единственный.

В группе совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребёнок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие, подушки и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действия, что способствуют развитию психических процессов, органов чувств, личностных особенностей. Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром. Репродукции с изображением природы, создают эмоциональный комфорт и положительно влияют на психическое здоровье ребёнка.

Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей позволяет спокойная музыка. Песенки из любимых мультфильмов, записи со звуками природы поднимают настроение, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОУ. Дети любят слушать музыку, расположившись на мягких подушках или на диванчике. Они с удовольствием рассматривают фотографии в альбомах книги с яркими иллюстрациями.

В приёмной оформлен информационный центр для родителей, где все специалисты ДОУ помещают консультационный материал, касающийся адаптационного периода.

Мы нашли для себя именно эти формы и методы работы на этапе адаптации детей к новым условиям ДОУ. лама00000000

Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлективность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.

В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

Мы все знаем, что работа с родителями, это как ходить по тонкому льду – оступился и утонул. Поэтому нужно учитывать чувства, интересы родителей, не ущемляем их уверенность в себе, чтобы не нарушать доверительных отношений.

Памятки для родителей в период адаптации

Как НАДО вести себя родителям ребенка в период адаптации?

1. Не оставлять ребенка в детском саду на целый день, забирать его как можно раньше домой в первый месяц посещения.

2. Создать спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Водить в садик, только здорового ребенка.

3. Не ходить с ребенком в цирк, театр, гости на время адаптации малыша – уменьшить время просмотра

телевизионных передач.

4. Узнать режим дня детского садика и приблизить режим ребенка дома к режиму дня детского сада, в который поступил ребенок.

5. Рассказать воспитателям ребенка детского садика об особенностях характера ребенка.

6. Не наказывать малыша за капризы, больше хвалить.

7. Если у ребенка наблюдаются признаки невроза, обратиться к специалистам.

8. Обеспечить ребенка комфортной одеждой и обувью, чтобы он сам мог переодеться на прогулку, в группу, на спортивное занятие. Поощрять самостоятельность ребенка:

Как НЕ НАДО себя вести родителям ребенка в период адаптации

1. Плохо говорить о детском саде.

2. Пугать ребенка детским садом, как наказанием за шалости и капризы.

3. Бывать вместе с малышом в местах, где присутствует много людей.

4. Доводить ситуации с ребенком до конфликтов дома.

5. Резко менять режим дня малыша в выходные дни.

6. Говорить при малыше о проблемах в детском саду, в который поступил ребенок.

7. Не допускать у малыша появления симптома «ожидания», для этого не нужно лишний раз напоминать о своем присутствии (постоянно показываться ребенку на непродолжительное время и снова уходить, такое поведение может спровоцировать нервный срыв у малыша.

8. Не портить настроение воспитателям ребенка, т. к. для работы с детьми у воспитателя должно быть положительное настроение. При появлении вопросов, проблемных моментов – обращаться к администрации садика для их решения, не пуская на самотек. Помните, с детским садом у вас договорные отношения, в которых у вас есть как обязанности, так и права.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возрастаИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные инструменты вовлечения родителей в жизнь детского сада
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 13:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные инструменты вовлечения родителей в жизнь детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Инна Хачецукова (УИ 1411860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 января 2025 пятница
04 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД