Инна Хачецукова
Эффективные инструменты вовлечения родителей в жизнь детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Детский сад – это важный период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, опыт коллективного общения. Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Родители часто бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Публикация «Эффективные инструменты вовлечения родителей в жизнь детского сада» размещена в разделах
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов.
От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат — спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Педагог вынужден подстроиться к особенностям вновь поступающих малышей, их характерам, способам реагирования, привычкам, и найти к каждому свой индивидуальный подход. Родитель испытывает большую тревожность за своего ребенка, адаптируется к новой организации своей жизни и жизни малыша.
Организация грамотного психолого-педагогического взаимодействия с семьей в этот период является залогом успешной адаптации ребенка и родителей к условиям ДОУ. Мы к данному вопросу подходим комплексно, охватывая всех субъектов адаптационного периода. С целью обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) используем активные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. (ФГОС п. 1.6)
Одно из условий успешной адаптации - это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Этому способствует правильно выстроенная работа.
Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т. п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого, прежде всего, необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации.
В настоящее время существует множество различных и эффективных форм взаимодействия ДОУ и родителей. Мы с вами понимаем, что особенно это важно на первых порах, когда ребенок только начинает свой путь социализации, переступая порог дошкольного учреждения.
Наша главная цель, как педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Мы поставили перед собой цель: помочь легко адаптироваться к условиям детского сада не только детям, но и их родителям, сделав родителей активными участниками педагогического процесса, оказывая им помощь в реализации ответственности за воспитание детей.
Для достижения данной цели и координации деятельности дошкольного учреждения и родителей мы видели перед собой следующие задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединить усилия детского сада и семьи для успешной адаптации малышей;
· Создать атмосферу взаимопонимания, общность интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку всех членов воспитательного процесса;
· Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В дошкольном учреждении мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
Для прохождения адаптации детей к условиям детского сада более легко и успешно мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы.
В групповом чате будущих родителей, перед посещением детского сада мы предлагаем поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаё т различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.
Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.
Первое знакомство родителей и вновь поступающих малышей с воспитателями и группой происходит во время экскурсии в группу будущего воспитанника. Цель данного мероприятия – укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком в новой обстановке, оценить будущие условия содержания малыша. После посещения группы родители беседуют с детьми, формируя у них интерес к детскому саду. В результате у детей формируется положительное отношение к новой группе, воспитателям и детям.
Во время адаптационного периода проводим проект «Давайте познакомимся». Целями данного проекта являются: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду; сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста. Итогом проекта станет выставка фотоальбомов с фотографиями детей и членов их семьи, которые приготовили для малышей их родители. Дети любят рассматривать фотографии, показывать их своим друзьям и рассказывать, кто на них изображен.
Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период. Вот и первая задача, появляющаяся перед родителями, специалистами и детским садом в целом.
Вторая задача – второй этап – плавное введение в образовательную деятельность. В это время основной вид деятельности ребёнка – игра. Он учится играть и, играя, учится.
Третья немаловажная задача – социализация. Успешное взаимодействие малыша и его окружения нередко становится основой его будущего. В реализации этих задач мелочей нет, как нет и лишних людей. Воспитатель становится связующим звеном между специалистами детского сада, ребёнком и родителями. Дело в том, что в детском саду ребёнок реализует себя сам. Его поведение в группе может в корне отличаться от поведения дома, и это нормально.
Все мы знаем, что формы и методы работы с родителями очень разнообразны, каждый выбирает те формы, которые ему кажутся наиболее эффективными. Поэтому, я сегодня хотела бы поделиться с вами своим опытом, по взаимодействию с семьями воспитанников.
При взаимодействии с родителями придерживаюсь следующих принципов:
• Сотрудничество и наставничество;
• Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;
• Доброжелательный и открытый стиль общения педагогов с родителями;
• Компетентность педагогов;
• Динамичность.
Первый этап - wats’app
Все мы прекрасно знаем и понимаем, что живем в период компьютерных технологий, гаджетов и т. п. Так сложилось, что основную информацию, какие-либо новости мы узнаем из интернета.
Воспользовавшись этим, нами была создана группа в wats’ap. Казалось бы, все этим методом пользуются. НО! Необходимо отметить, что важно не просто создать родительский чат, а именно с помощью его расположить родителей к себе так, чтобы им хотелось узнать все больше и больше. Еще до первого родительского собрания, получив списки воспитанников с контактами их родителей, мы создали группу, записав для родителей обращение. В котором представилась, рассказала о себе (образование, опыт работы, достижения). Также кратко описали режимные моменты нашего детского сада, и обратились к родителям с предложением написать интересующие их вопросы, ответы на которые, они получат на родительском собрании.
Создав группу, мы сразу же создали свои мини-законы, пользования этим чатом, что на мой взгляд с первой секунды – дало результат.
Мини-законы:
1. Уважительное отношение ко всем участникам группы.
2. Запрет спама.
3. Информация в группе только по - существу.
4. Информационное молчание после 21.00
5. Воспитатель отвечает на вопросы и сообщения в период «Тихого часа», либо свободного времени
6. Практически каждый день выкладывается для родителей фотоотчет о жизни детей в детском саду. Это способствует снижению тревожности и возникновению положительных эмоций у родителей.
Следует отметить, что взаимодействие с родителями через группу также актуально, поскольку не каждый родитель может подойти и поинтересоваться: «А как мой Саша, или Петя?»
А написать, проще…и ответ будет получен.
Второй этап: «Личное Знакомство»
Родительское собрание
Главная цель – помочь родителям в осознании ответственности за воспитание и здоровье детей.
Познакомили с программой, рассказали о режиме дня и расписании занятий в группе.
Организовали знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.
Таким образом, помогли родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников.
В ходе собрания родители получили ответы на вопросы, заданные в «родительском чате», предлагали свои варианты их решения.
В форме дискуссии
Обсуждали с родителями общую для них проблему адаптации детей, обменивались друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Для каждого родительского собрания разрабатываются буклеты, памятки родителям, что позволяет воспринимать информацию не только со слов воспитателя.
Третий, и один из самых эффективных методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи воспитанника, а также играющий значительную роль на начальном этапе адаптации к детскому саду, сыграл метод наглядности! Что я вложила в эту формулировку? На начальном этапе адаптации, в группе были созданы мини-альбомы. В которых фотографии каждого воспитанника группы. Фотографии из дома, с прогулки. Нужно сказать, это очень эффективная форма работы, особенно для тех детей, которые тяжело проходят путь адаптации. А взяв домой несколько таких альбомов, посмотрев спокойно, сидя на любимом диване, фотографии других детей, увидев, чем они увлекаются, у детей проявляется интерес к знакомству с этими детками, и уже придя на следующий день в детский сад, ребенку будет гораздо легче, ведь он уже знает деток, он пришел с ними играть, знакомиться!
Также создан альбом группы, в котором находятся фотографии помещений группы (спальня, игровая комната, туалет, приемная, где много ярких кабинок, оформление игровых зон. Ребенок, увидев это, уже сам проявляет интерес пойти в детский сад, посмотреть, а что там, а как там?
Еще одной темой для создания фотоальбома стал вопрос: Ребенок дома! Какой он?» это позволяет оценить степень адаптации ребёнка, поскольку мы можем на фото видеть счастливого ребенка, читающего книги, в тот момент, когда в группе ребенок даже не подходит к книжному уголку, либо наотрез отказывается открывать даже знакомые книги! Эти моменты позволяют скорректировать путь адаптации!
Четвертым этапом взаимодействия является постоянно обновляющаяся консультативная поддержка родителей, всевозможные индивидуальные консультации, буклеты. А также различные тематические выставки, в которых родители и дети принимают совместное участие, что усиливает у ребенка интерес к детскому саду.
Анкетирование. Этот метод позволяет собрать данные, интересующие нас, как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в саду, об индивидуальных особенностях воспитания и развития малышей.
Мы предлагаем родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных особенностей ребёнка и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Беседуем с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, даем рекомендации, пямятки, отвечаем на вопросы.
Главное для малышей – безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно среди многих - как дома, где он единственный.
В группе совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребёнок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие, подушки и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действия, что способствуют развитию психических процессов, органов чувств, личностных особенностей. Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром. Репродукции с изображением природы, создают эмоциональный комфорт и положительно влияют на психическое здоровье ребёнка.
Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей позволяет спокойная музыка. Песенки из любимых мультфильмов, записи со звуками природы поднимают настроение, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОУ. Дети любят слушать музыку, расположившись на мягких подушках или на диванчике. Они с удовольствием рассматривают фотографии в альбомах книги с яркими иллюстрациями.
В приёмной оформлен информационный центр для родителей, где все специалисты ДОУ помещают консультационный материал, касающийся адаптационного периода.
Мы нашли для себя именно эти формы и методы работы на этапе адаптации детей к новым условиям ДОУ. лама00000000
Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлективность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.
Мы все знаем, что работа с родителями, это как ходить по тонкому льду – оступился и утонул. Поэтому нужно учитывать чувства, интересы родителей, не ущемляем их уверенность в себе, чтобы не нарушать доверительных отношений.
Памятки для родителей в период адаптации
Как НАДО вести себя родителям ребенка в период адаптации?
1. Не оставлять ребенка в детском саду на целый день, забирать его как можно раньше домой в первый месяц посещения.
2. Создать спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Водить в садик, только здорового ребенка.
3. Не ходить с ребенком в цирк, театр, гости на время адаптации малыша – уменьшить время просмотра
телевизионных передач.
4. Узнать режим дня детского садика и приблизить режим ребенка дома к режиму дня детского сада, в который поступил ребенок.
5. Рассказать воспитателям ребенка детского садика об особенностях характера ребенка.
6. Не наказывать малыша за капризы, больше хвалить.
7. Если у ребенка наблюдаются признаки невроза, обратиться к специалистам.
8. Обеспечить ребенка комфортной одеждой и обувью, чтобы он сам мог переодеться на прогулку, в группу, на спортивное занятие. Поощрять самостоятельность ребенка:
Как НЕ НАДО себя вести родителям ребенка в период адаптации
1. Плохо говорить о детском саде.
2. Пугать ребенка детским садом, как наказанием за шалости и капризы.
3. Бывать вместе с малышом в местах, где присутствует много людей.
4. Доводить ситуации с ребенком до конфликтов дома.
5. Резко менять режим дня малыша в выходные дни.
6. Говорить при малыше о проблемах в детском саду, в который поступил ребенок.
7. Не допускать у малыша появления симптома «ожидания», для этого не нужно лишний раз напоминать о своем присутствии (постоянно показываться ребенку на непродолжительное время и снова уходить, такое поведение может спровоцировать нервный срыв у малыша.
8. Не портить настроение воспитателям ребенка, т. к. для работы с детьми у воспитателя должно быть положительное настроение. При появлении вопросов, проблемных моментов – обращаться к администрации садика для их решения, не пуская на самотек. Помните, с детским садом у вас договорные отношения, в которых у вас есть как обязанности, так и права.