Елена Смирнова
Взаимосвязь творческой работы детей и речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается резкое снижение речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. 70% детей рождаются с различными перинатальными поражениями головного мозга – центрального органа речевой функции. Такие отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребёнка, его речь страдает в первую очередь.
Публикация «Взаимосвязь творческой работы детей и речевого развития» размещена в разделах
Ещё одной причиной снижения уровня развития речи является пассивность и неосведомлённость взрослых в вопросах речевого развития. Участие взрослых в речевом развитии детей играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием взрослых. Оно благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, живёт в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.
Для развития связной, выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и через художественные образы.
Освоение родного языка является важнейшим достижением дошкольника. В методике обучения родному языку в ДОУ приняты 2 основные формы работы над речью детей : обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни. Обучение на занятиях - это планомерный педагогический процесс. Педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Речь детей формируется и в различных видах деятельности: играх, общении со сверстниками, в художественном творчестве. Особое внимание во время общения, уделяется мелким движениям руки. Становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют одну физиологическую основу.
На развитие движений рук, пальцев сильное влияние оказывает лепка. И тем самым занятие лепкой влияет на развитие речи. Значение овладения детьми элементами художественного творчества велико.
Деятельность с пластилином, глиной - это не только сенсорно – двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей, способствует проявлению умственной и речевой активности. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или взрослым. Занятие творчеством – особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной речи, способствует расширению активного и пассивного словаря.
Лепка своеобразна тем, что с её помощью можно передать форму предмета в трёхмерном измерении. Предметы и игрушки, сделанные своими руками дети с удовольствием используют в своих играх.
Занимаясь лепкой, дети получают много знаний о предметах, что способствует развитию памяти.
Усваивая технику лепки, ребёнок совершенствует специальные движения (точность, темп, направленность, плавность, ритмичность). Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть различными видами учебной, трудовой деятельности.
Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.