Наталья Маркова
Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами — условие формирования толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение к презентации:
Слайд №1
«Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами - условие формирования толерантности у детей дошкольного возраста».
Слайд №2
Прежде чем мы с вами перейдем конкретно к нашему опыту, позвольте уточнить понятие, к которому мы обращаемся.
Под толерантностью исследователи понимают:
Публикация «Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами — условие формирования толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Слайд №3.
Почему возникла проблема формирования основ толерантности у детей в нашем дошкольном учреждении?
Во-первых, потому что проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Следовательно, нормой жизни каждого человека должна стать – толерантность. А в детской среде, к сожалению, как мы видим, наблюдается распространение недоброжелательности, агрессивности, озлобленности.
Только толерантность делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира – провозгласила конференция ЮНЕСКО.
Во-вторых, это связано с практической ситуаций, сложившейся в нашей дошкольной организации.
У нас воспитываются дети разных национальностей: армяне, турки- месхетинцы, азербайджанцы, изиды, украинцы, цыгане, но большее число русских. Опыт адекватного восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.
Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков;
способность к эмпатии у них практически не выражена;
во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность.
Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.
Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком и низким уровнем толерантной культуры участников образовательного пространства.
Слайд №4.
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни.
Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья, общество, социум и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому нами была поставлена цель, направленная на создание условий для формирования культуры толерантности всех участников образовательного взаимодействия и задачи, представленные на слайде.
Слайд № 5.
Участниками и партнерами образовательного взаимодействия в рамках реализации нашего проекта стали социальные организации - обратите внимание на слайд.
Слайд № 6
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, используем разнообразные формы взаимодействия с социумом, представленные на слайде.
Слайд № 7
По сложившейся традиции, специалисты районного историко-краеведческого музея проводят мастер- классы различной направленности с педагогами, воспитанниками. Один из них проводился по теме: «Куклы обереги Донских казаков». Дети познакомились с историей куклы-оберега, изготовили их своими руками из различных материалов. По итогам мероприятия была организована тематическая выставка поделок дошкольников. Мероприятие такого рода дало возможность дошколятам и взрослым погрузиться в мир народной донской культуры, близкой по духу всем его участникам, не только обогатить свои знания об истории и значимости оберегов, но и своими руками их сделать. Получить удовольствие и радость совместного творческого процесса.
Слайд № 8
Ничто так не способствует формированию основ толерантности, развитию нравственных качеств личности ребенка, как обращение к народным традициям. Свою работу мы организуем в этом направлении через конкурсное движение с воспитанниками, педагогами, родителями, социальными партнерами. Например, конкурс «Традиции разных народов» - позволил воспитанникам узнать многое о быте, традиционных народных костюмах, особенностях национальной кухни: армянского, цыганского, турецкого, украинского, белорусского, азербайджанского народов, проживающих в нашем районе. Дошкольники с интересом рассматривали яркие элементы национальных костюмов, и с удовольствием попробовали блюда армянской, цыганской и русской кухни.
Слайд № 9
«День народного единства» проводится ежегодно в нашем ДОУ, с целью формирования у воспитанников представлений о России как о многонациональной стране. Детям в интересной и доступной форме было не только рассказано о жизни народов России, о различиях и схожести культурных традиций, одежды, кухни, но и разучены песни, танцы, стихов. К проведению праздника активно подключились родители. Они предложили национальные костюмы взрослых и детей, предметы быта, традиционные блюда народной кухни. Получился общий праздник, на котором показали свои таланты, родители подготовительных групп в исполнении национальных танцев и песен. Ребята отметили много общего у разных народов и сделали вывод: хоть мы и разные, но мы все едины.
Слайд № 10
При реализации социально-ориентированного проекта «Мы все дети планеты Земля» библиотекари детского отдела центральной районной библиотеки провели урок толерантности для воспитанников подготовительной группы детского сада. Дети продолжали осмысливать понятие «толерантность», в каких делах, действиях, поступках проявляется толерантность. Особый интерес вызвала у воспитанников игра «Приветствие». Сначала они узнали, как приветствуют друг друга в некоторых странах, а затем парами демонстрировали приемы приветствий всем в зале. Закончилось мероприятие игрой «Собери слова», в конце которой участники из букв выложили слова МИР И ДРУЖБА.
Слайд № 11
Игровой проект «Формулы добра» также был организован совместно с центральной библиотекой для воспитанников старшей группы. С помощью презентации «Что такое толерантность?» дети рассуждали о том, почему необходимо быть толерантными, называли качества толерантного человека. С интересом играли, читали стихи. В конце мероприятия всем детям были вручены смайлики - солнышки, олицетворяющие мир, тепло, и добро.
Слайд № 12
Интересные познавательно-увлекательные мероприятия с воспитанниками ДОУ в форме виртуальных путешествий проводит ведущий специалист районного дворца культуры. Интерактивная площадка представляет собой путешествие по странам: Беларусь, Украина, Армения, Турция. Ребята знакомятся с национальными традициями, кухней, подвижными играми различных стран, в процессе которых у детей формируется толерантное отношение к людям другой национальности.
Слайд № 13
Участниками социально-ориентированного партнерского проекта года «Дорогою добра», который стартовал в 2018 году, стали педагоги, дети, родители, центральная районная библиотека, районный историко-краеведческий музей, районный дворец культуры, педагоги и ученики средней школы №1. Участие в проекте позволило не только обогатить речь детей, умение решать проблемы в социальной ситуации взаимодействия, но и сформировать у детей знания о категориях добра, милосердия, зла, этические представления, навыки культуры общения, умение работать в коллективе; проявить в реальных ситуациях социально - нравственные качества: чувство доброты, гуманности, чуткости, сострадания, желание сделать добро другим.
Например, на одном из этапов реализации данного проекта в процессе участия детей и взрослых в игре «Настоящий герой», делились опытом проявления смекалки, мужества, преодолевая препятствия, приобретали умение работать в команде, умение видеть в себе положительные качества «Я могу, Я это сделал!». Партнерский проект «Дорогою добра», проходил в доброжелательной эмоционально - насыщенной атмосфере совместной деятельности детей и взрослых.
Слайд № 14
Согласно годовому плану работы ДОУ и в рамках взаимодействия с районным дворцом культуры организуются различные конкурсы. Одним из последних был фестиваль-конкурс «Венок дружбы», приуроченный к Международному дню толерантности, прошел 28 октября. Цель которого, сохранение, возрождение, пропаганда и развитие фольклорного творчества и самобытной многонациональной народной культуры, народов, проживающих на территории нашего района. По положению и условиям в фестивале-конкурсе принимают участие детские творческие коллективы и солисты учреждений культуры и образования нашего села, родители воспитанников.
Одна из номинаций фестиваля – демонстрация национальных костюмов.
Слайд № 15
В период режима самоизоляции, работа по формированию основ толерантности у дошкольников продолжалась в дистанционном режиме. При сотрудничестве с социальными партнерами мы организовали онлайн-гостиную «Кухня разных народов». Дети представляли свои самые любимые национальные блюда. Безусловно, они вкусны и своеобразны.
Слайды № 16, 17, 18
Работа по формированию у детей основ толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Для повышения уровня компетенции родителей в вопросах толерантного отношения к представителям других национальностей воспитатели проводят тематические вечера, один из которых «Россия- многонациональная страна», заседания круглого стола «Посеять в детских душах доброту». Предлагают информационный материал по теме формирования основ толерантности у дошкольников, в форме памяток, буклетов.
Слайд №19
Таким образом, организация социокультурной связи между дошкольным учреждениям и социальными партнерами по формированию толерантности у детей дошкольного возраста позволяет достичь следующих результатов, которые размещены на слайде.
Слайд № 20
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что взаимодействие с социальными партнерами как условие формирования толерантности у детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Мы надеемся, что еще одна искорка дружбы зажглась в душе каждого ребенка.
Слайд № 21
Заключительный.