Александра Игнатенко
Время сказочных даров — будем праздновать Покров
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе «Время сказочных даров – будем праздновать Покров»
Автор: воспитатель Игнатенко А. Н.
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова…
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров.
(Николай Туроверов)
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
1. Обучающие:
Публикация «Время сказочных даров — будем праздновать Покров» размещена в разделах
• учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать осенние пейзаж (Левитан И. И. «Золотая осень», Волков Е. Е. «Октябрь»);
• познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;
• познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведениями искусства.
2. Развивающие:
• развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;
• развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;
• развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);
• развивать интерес к художественному слову (загадкам, пословицам).
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
• воспитывать сообразительность, дружеские качества, культуру общения;
• воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).
Словарная работа:
1. Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная.
2. Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка.).
3. Обогащение словаря за счет слов: Омофор (покров) - невидимое покрывало, Богородица - Заступница,Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.
Материал:
• мультимедийная презентация «Покров»
• репродукции картин (Левитан И. И. «Золотая осень», Волков Е. Е. «Октябрь»);
• салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».
Предварительная работа:
1. Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.
2. Экскурсия в осенний парк.
3. Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
4. Разучивание игр «Облупа», «Угадай, кто под покровом».
5. Работа с тканью (изготовление бахромы).
Ход занятия
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня есть волшебный сундучок.
Давайте посмотрим, что в нем лежит.
(Ребенок достает желтый лист с заданием)
- Дети, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень).
Беседа об осени.
- Почему вы так думаете? (Предложить объяснить.)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь.)
- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.
- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните, почему вы так решили. (Левитан И. И. «Золотая осень», Волков Е. Е. «Октябрь».)
Показ слайдов
- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)
- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе.)
Осенью – 14 октября, на Руси празднуют Покров.
(Звучит аудиозапись песни «Покров Богородицы»)
Покров Пресвятой Богородицы – один из великих православных праздников. История его такова:
Показ слайдов
«Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг озарилась она светом. Подняли люди голову к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покрывалом – омофором, от бед и несчастий. И в это время пошёл сильный снег, покрывший всю землю и сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется - Покров.»
Казаки почитали этот церковный праздник, устраивали народные гулянья: играли, тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.
Праздник Покрова - один из самых любимых на Руси. Так происходит потому, что в эти осенние дни уже закончены работы в поле, в огороде, и природа, и человек готовятся к зимним холодам.
Первым Зазимьем, Свадебником называли этот день наши далекие предки, ведь осень – традиционное время свадеб. Венчаться на Покров считали хорошей приметой, обещающей счастье в совместной жизни.
Перед праздником утепляли стены домов, старательно конопатили щели, готовясь к холодам. Если было необходимо, чинили крышу, забор. Помогали в этих хлопотах одиноким и больным односельчанам.
Люди верили, что помимо семьи в темных уголках дома, где-то за печкой живет домовой. На Покров домовой спать укладывается. Дом хорошо протапливали, согревали, ведь рядом с домовым теперь предстояло провести всю долгую зиму, а значит, надо его расположить к себе, задобрить. Полагалось сходить в лес за грибами и принесенные высушенные грибы разложить по углам, отдавая их таким образом духу дома – домовому. Ему же отдавали небольшие блинчики, испеченные в этот день хозяйкой. Просили у него помощи, просили быть добрым и милостивым.
И сейчас в наших дома можно встретить фигурки маленьких соломенных или вязаных домовых, различные обереги…
Показ слайдов
К Покрову заканчивали сбор урожая, а что собирали в огороде, мы узнаем из игры «Доскажи словечко».
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать. (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький. (лук)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют. (огурцы)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный. (помидор)
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок. (морковка)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам. (свекла)
- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (Ответы детей.)
- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.
- Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям.)
- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.
Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия.
- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)
Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты.
Игра «Облупа».
- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».
Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают, кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети садятся на стулья.
На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:
«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима!»
«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается!»
«Каков Покров, такова и зима!»
А ещё Покров - конец хороводам, начало посиделкам.
В старину женщины и девушки занимались рукоделием – шили, вязали, вышивали одежду, полотенца, наволочки, салфетки, скатерти, а маленькие девочки учились делать кукол. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией.
Показ слайдов
(Демонстрация иллюстраций, как в старину женщины занимались рукоделием)
«Угадай, кто под покровом»
Дети идут по кругу друг за другом и произносят слова стихотворения И. Рутенина:
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.
Дети, повернувшись лицом в круг, выполняют имитационные движения на слова второго четверостишия:
От всего на свете злого (хлопают в ладоши)
Лес, и поле, и дома. (отвести одну руку в сторону, потом другую,
соединить их над головой)
Покрывает всех покровом (положить руки на голову, отвернуться лицом из
круга и присесть)
Богородица Сама! (дети закрывают глаза)
В это время воспитатель накрывает кого – либо из детей большим платком и предлагает угадать, кого не стало: «Раз, два, три – под покровом кто, смотри?» (Игра повторяется 2 раза)
Изготовление салфеток.
- Ребята, сейчас мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (рисование цветов с помощью трафаретов на белых салфетках из ткани).
Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.
(Звучит аудиозапись песни «Покров Богородицы»)
8. Итог занятия.
- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров.)
- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)