Арникова Галина
Праздник народных игр и развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
• Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей;
• Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;
• Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;
• Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;
• Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.
Предварительная работа:
• Выпуск стенгазеты «Учимся играя»;
Публикация «Праздник народных игр и развлечений» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2019
• Ознакомление детей с русскими народными играми и народов Поволжья;
• Разучивание считалок, жеребьевок, закличек;
• Изготовление атрибутов к народным играм;
Действующие лица: Скоморох, скоморох, воспитатель, дети.
Оформление зала: Зал украшен шарами. На центральной стене силуэты играющих детей в жмурки, с мячами, со скакалками.
(В зале встречают детей скоморохи трубят в дудочку, бьют в барабан).
Скоморох-1: Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки!
Скоморох-2:
Проходите без стесненья!
Билетов не надо.
Предъявите только нам
веселое настроение!
(Дети занимают места в зале).
Воспитатель:
Ой, что это за честной народ здесь собрался?
Что за праздник будет тут, кто бы догадался?
Скоморох-1:
Здравствуйте, детишки.
Девчонки и мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли.
К нам на праздник зашли.
Проходите, не стесняйтесь.
Удобнее располагайтесь!
Скоморох-2:
Какие вы все ладные да нарядные.
Катюшка-Катюшка
златовласая девчушка.
А Андрюша-молодец.
А Кирюша-удалец!
И татары и башкиры,
и чуваши и мордва.
Всех мы рады сегодня видеть,
и праздник открывать пора!
Воспитатель:
Подождите скоморохи.
Нас на праздник пригласили
и совсем не пояснили,
что за праздник будет тут.
Объясненья гости ждут.
Скоморох-1: Праздник наш не простой народных игр и развлечений.
Воспитатель: А разве бывает такой праздник?
Скоморох-2: Еще как бывает.
Собирайся народ, становись в хоровод.
(Хоровод «Веночек». Двое ребят с венками берутся за руки, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют «Посеяли девки лен». По окончании дети, которые держали ворота, надевают венок одному из участников, Все командуют: «Веночек, венок, спрячься в теремок!» Участник с венком убегает и прячет его. Все идут искать венок. Нашедший венок, забирает его себе).
Скоморох-1:
Ой, хорошо играли!
- Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек».
(Игра «Ручеек». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим).
Скоморох-2: А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Предлагаем вам, гости дорогие, поиграть в русскую народную игру «Волк и овцы».
Проводится игра «Волк и овцы». Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами».
Скоморох-1:
Кто из вас, ребята, знает считалку (ответ). Выходи дружок, нам нужно выбрать «волка» и «Пастуха».
Ребё нок:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок.
На дверях весит замок.
Ты ключом иди
И замочек отомкни (два раза).
Скоморох-2:
Но вот ведущих выбрали.
На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен», где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: где будет «волчье логово». Дети хором произносят:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая. — Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
«Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «Волк!», «овечки должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.
Скоморох-2:
Много народных игр на свете.
С ними поближе познакомимся, дети.
(Игра «Городки» (упрощенный вариант). Играющие делятся на две команды. Проводится черта, через которую они не должны переходить. В центре зала располагают «городки». Играющие с помощью биты должны попасть в цель и разбить их).
Скоморх-1: А я когда был еще маленьким скоморошком, любил играть в веселые жмурки «Маша и Яша».
Скоморох-2: Ну-ка, ну-ка поподробнее. Что-то я такую игру не помню.
Скоморох-1- объясняет правила игры и приглашает детей в игру.
Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку.
Ребёнок с помощью считалки вы выбирает «Машу» и «Яшу».
«Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем – водишь ты! (2раза)
Мальчика назначают «Машей» : теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей» : с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится.
Воспитатель: Скоморохи, а в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Мы часто играем в игры других народов. Можем и вас научить.
Скоморох-2: Хотим. Научите.
Воспитатель: Эта игра татарского народа. Называется «Чулмак уены» (Продам горшки).
Играющие делятся на две команды. Дети-горшки, встав на колени или присели, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок продай горшок!
- Покупай.
- Сколько тебе дать рублей?
- Три отдай. (не более трёх).
Водящий три раза касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.
Воспитатель: А в эту игру играют народы чувашской национальности «Луна или солнце», Выбирают двух игроков, которые будут капитанами.
Ребё нок с помощью считалки выбирает водящих:
«Тара-бара,
Домой пора-
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!» (2раза)
Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же говорят, в чью команду он должен встать.
- Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Воспитатель: Мы в детском саду играем и в мордовские игры.
Называется игра «Раю-Раю». Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие становятся друг за другом впереди становится взрослый -мать. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети - ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Воспитатель: А знаете ли вы, что башкиры всегда были воинственным народом. Много сказаний и легенд связано с этим народом. Но еще Башкирия богата своими играми. Представляем одну из игр «Юрта». (Проводится игра).
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Воспитатель: Марийские дети очень любят игру «Беляши». Давайте поиграем в нее.
В зале шнурами проводят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Беляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником.
Музыкальная пауза.
(Звучат танцевальные мелодии).
Воспитатель: Вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.
Ребенок:
Игралия, Игралочка,
Чудесная страна.
Каждый здесь не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или салочки.
Скоморох-1: А вы знаете, что когда ваши маменьки и тятеньки были как вы, они то же любили играть в различные игры. Может кто то из вас знает игры из детства ваших родителей? (ответ)
Скоморох-2: Я думаю, мы сейчас попробуем в какую-нибудь из этих игр поиграть.
«Пятнашки», «Испорченный телефон», «Чиж» и т. д.
Скоморох-1: Ой, как здорово мы сегодня поиграли!
Скоморох-2: Столько новых игр узнал:
Скоморох-1:
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце
Скоморох-2:
Дайте, как цветку открыться.
Душу детскую щадите
Пуще глаза берегите.
Скоморох-1:
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Скоморохи вместе:
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Воспитатель:
- Дорогие наши ребята! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что игра нас всех сближает.
Скоморох-1:
И пусть мальчишки и девочки.
Вся озорная детвора.
Скоморох-2
Сегодня скажут громко-громко.
Скоморохи:
Да здравствует Игра! (произносят хором).
,