Слепцова Екатерина
Воспитание патриотизма у дошкольников на примере подвига народа в годы Великой Отечественной войны
Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем важнее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Сформировать у детей дошкольного возраста первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России, уважение к истории своего Отечества - одна из основных задач патриотического воспитания в детском саду.
Публикация «Воспитание патриотизма у дошкольников на примере подвига народа в годы Великой Отечественной войны» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. А что знают современные дети о Великой Отечественной войне?
Война для наших детей - далекая история. Повседневная жизнь сегодня очень далека от тех страшных событий. К сожалению, дети знают больше о звездных войнах. Чаще всего герои современных детей - это Человек из стали и Бэтмен. Война для них забавное шоу, приключение, игра.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие черты характера сформируются у ребенка, зависит^ прежде всего, от окружающих его взрослых, от того, как мы его воспитаем, какими впечатлениями обогатим.
Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен прервется. Верно сказано: «Забыл прошлое потерял будущее».
Наша цель состоит в том, чтобы выявить проблемы, определить пути и способы совершенствования методов работы по патриотическому воспитанию детей, на примере Великой Отечественной войны, исторических фактах и героических поступках защитников нашей Родины.
Для достижения вышеуказанной цели в процессе учебно-воспитательной работы в ДОУ, необходимо решить следующие задачи, которые вы видите на слайде:
• продолжить создание системы патриотического воспитания детей, внедряя инновационные формы и направления воспитательной работы
• создать информационно—методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о ВОВ;
• разработать программы - сценарии детских мероприятий патриотической
направленности;
• организовать сотрудничество с родителями через встречи, беседы,
анкетирование, мастер – классы;
• воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
• сформировать профессиональную компетенцию педагогов по
использованию метода внедрения проекта;
• формировать патриотические чувства в сознании детей на основе раскрытия исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохраняя и развивая чувства гордости за свою страну.
Как пробудить в ребенке патриотическое чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности.
Прежде всего, в своей работе я опираюсь на подходы, указанные в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования : - Личностно-ориентированный подход:
- Деятельный подход:
- Интегративный подход
- Возрастной подход
Работу по патриотическому воспитанию я веду по следующим направлениям:
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
Все выше перечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
К эффективным средствам воспитания гражданской идентичности во всех сферах деятельности относятся различные исследовательские технологии и, прежде всего, технология проектной деятельности. Это творческая работа по решению социально важной практической задачи, цели которой определяются и реализуются самими детьми.
Совместно с воспитанниками и родителями мы реализовали проект «Помним, Гордимся, Наследуем.». В процессе реализации проекта дети формировали навыки исследовательской деятельности, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Для меня было важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. В этом мне помогали такие методические приемы: как; сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, игровые приемы.
Формирование гражданско-патриотических чувств моих воспитанников успешно осуществлялось и в непосредственно образовательной деятельности. Были проведены интегрированные занятия по темам: «Что такое героизм?», «Дети в годы войны», «Наши защитники», «Брестская крепость» и др. Занятия, посвященные событиям ВОВ, представляли собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл, ненавязчиво погружающий детей в далекие для них времена. Я старалась создать условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах изобразительного творчества. В группе был создан альбом детского творчества о войне, который пополняется детскими рисунками. В зале детского сада оформлена выставка изобразительного творчества воспитанников «Они сражались за Родину».
Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. При знакомстве с песнями военных лет дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Их содержание созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Традиционной формой работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем учреждении стало мероприятие «Смотр, строя и песни». Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии, вызывает желание подражать им, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива.
Мощным средством воспитания дошкольников, на мой взгляд, является художественная литература. Совместно с детской библиотекой мы проводили беседы и читали книги о войне. Велась работа с детьми по разучиванию стихотворений на военную тематику. В мае 2019 года воспитанники моей группы принимали участие в муниципальном конкурсе чтецов на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», где стали призерами и победителями.
Повышению качества образовательной деятельности с детьми по формированию системных представлений о ВОВ способствует взаимодействие с такими социальными институтами как городская библиотека и краеведческий музей.
В работе с детьми я внедряю музейную технологию. В группе организован мини-музей «Боевой славы», где собран литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах (защитниках нашего Отечества, о детях - героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, детские книги о ВОВ. Через мини-музей были реализованы такие темы: «Есть такая профессия - Родину защищать!», «Главный город страны», «Города- герои», «Великие полководцы Победы», «Знаменательные места города», «Дети-герои».
Залог успеха всей моей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач.
Огромный вклад внесли родители в создание рукописной книги памяти «Мы помним героев!», содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей — участниках войны, их героических судьбах, подвигах, наградах.
Время неумолимо бежит вперед, очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы практикуем встречи детей с бабушками и дедушками воспитанников, где они рассказывают детям о своих бабушках, вспоминают их рассказы о том, как жилось в военное время, рассматривают с детьми пожелтевшие фотографии, старые альбомы.
Анализируя свою работу, можно сделать следующий вывод: у детей сформировались представления о подвиге нашего народа в годы войны, возникло желание узнать больше об истории свой семьи, о жизни прабабушек и прадедушек в эти годы.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу по ознакомлению детей с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.