Вера Атяшева
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Мы считаем, что любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна. С 2009 года в детском саду планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех: педагогов, детей и родителей, а также с установлением внешних связей. Нас интересовало, прежде всего, что такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:
Публикация «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» размещена в разделах
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
( например: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию ( например: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни
всего детского сада);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Цель работы - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:
1. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.
2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.
5. Развитие художественно-творческой активности детей.
Основная идея
Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Компоненты воспитательной системы :
- содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объё мом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуры, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно-полезном труде
- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Принципы реализуемого проекта:
- социальное партнерство ДОУ
- учет мнения родителей
- добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта
- систематичность, последовательность, преемственность в обучении
- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает)
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании)
- результативность
- интеграции.
Система работы по духовно-нравственному воспитанию в детском саду
1. Предметно-развивающая среда
Для решения поставленных задач в детском саду создана соответствующая предметно-развивающая среда. Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры: «Льняные смотрины», «В гости к дедушке Фольклору», «Куклы-самокрутки» и другие. Они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. В детском саду создан мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. В оформлении мини-музея активное участие принимали и дети и родители. Мы часто водим туда детей для знакомства с русским бытом, на развлечения, связанные с русскими обрядами.
2. Виды деятельности. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых Поисково-исследовательская, Игровая, Трудовая, Познавательная, Продуктивная, Театрализованная.
Поисково-исследовательская деятельность.
К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). К этому виду мы относим проектную деятельность: «Моя родословная», «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина», «Города России» и другие.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Это могут быть хороводные и подвижные национальные игры: «Раю-раю», «Салки», «Чей головной убор», «Во поле береза стояла», «Спутай нас» и другие.
Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Например, ежегодно мы проводим акцию «Неделя добрых дел», где дети готовят поделки для сотрудников детского сада, для малышей, пожилых людей и с желанием их дарят.
Познавательная деятельность
Педагоги осуществляют с детьми непосредственно образовательную деятельность, начиная со второй младшей группы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» с применением федеральных государственных требований, затрагивая образовательную область «Познание» (Формирование целостной картины мира). А также осуществляют экспериментальную деятельность по теме: «Мир твоей души». В рамках экспериментальной деятельности воспитатели разработали тематическое планирование для детей: «Уроки доброты», «По страницам добрых книг», которые успешно реализуются в детском саду. С целью выявления изменений в развитии субъекта диагностики, для определения эффективности педагогической деятельности разработаны диагностические карты, анкеты для педагогов и родителей.
Театрализованная деятельность
Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.