Папки-передвижки

Воспитание детей дошкольного возраста: этнокультурные основы

Марина Апремова
Воспитание детей дошкольного возраста: этнокультурные основы
▼ Скачать

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА : ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ

Апремова Марина Ивановна,

воспитатель, дошкольная группа при МБОУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»,

с. Кузнецово, Горномарийский район, Республика Марий Эл

Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста: этнокультурные основы» размещена в разделах

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, этнопедагогика, национальная культура, традиции, патриотизм.

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [3].

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др.

Этнопедагогика – это педагогика всеобщей мудрости воспитания. Это педагогика, ориентированная на личность, открывающая путь к сердцам людей и народов: чтобы узнать народ, надо узнать его традиционную систему воспитания. Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Главное – дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев [2].

Детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, и именно в нём закладывается фундамент развития личности. С введением в действие закона РФ «Об образовании в РФ» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным региональным культурным наследием и истории страны, края.

Педагог находится в условиях, когда к нему предъявляются постоянно определенные требования, и на данном этапе развития системы образования эти требования достаточно высоки. Это касается, в том числе, и этнокультурной компетентности, владение которой предполагает, что педагог должен проявлять такие личностные качества, как эмпатия, толерантность, должен уметь организовывать процесс этнокультурного образования, учитывая все особенности данного процесса, должен уметь использовать разные технологии для организации этнокультурного воспитания и образования.

Среди важнейших средств воспитания : личный пример, слово, художественная литература, произведения устного народного творчества, изделия декоративно-прикладного искусства, музыкальные произведения, разнообразные виды игр.

Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит, мы должны научить детей любить свою семью, Родину, окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Г. Н. Волкова, приобщение к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности [3].

Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Этнокультурное воспитание детей в ДОУ должно осуществляться в трех направлениях:

1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).

2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе каждого ребенка, «расшевелить» его чувства).

3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный возраст – это сенситивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов родной земли. Например, народными защитниками марийского народа являются богатыри Онар, Акпарс, Чоткар. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой. Это - сказки, потешки, произведения русских и марийских писателей, поэтов, адаптированные к дошкольному возрасту. Богатейшие материалы по истории нашего села, района и республики собранные краеведами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление района [5].

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях. В арсенале народной педагогики имеются загадки и народные приметы как средство умственного воспитания. Надо научить детей внимательно вслушиваться в загадку, понимать ее и отгадывать. Также знакомим детей с народными приметами, пословицами и поговорками.

По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчеств, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания [4]. На занятиях и в свободное время большое внимание уделяем народным сказкам. Сила воздействия сказки зависит не только от ее содержания, но и от умения ярко, образно и артистично преподнести детям. Сказки стараемся рассказывать, а не читать. Художественный вымысел в каждой марийской сказке отражает земную жизнь людей. Поэтому в марийских сказках в качестве главных героев встречаются дикие животные и дикие птицы.

В группе создан национальный уголок, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с хакасским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт.

Особое внимание уделяем марийским народным играм, которые имеют многовековую историю. В играх отражается образ жизни людей, их быт, труд. Народные игры развивают находчивость, ловкость, красоту движения, открывают культурное богатство своего народа. По своему содержанию марийские игры выразительны, лаконичны и доступны детям. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. В играх используются и марийские считалки - устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил. Народные подвижные игры должны обеспечивать разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или с текстом игры. Использовать марийские подвижные игры можно во всех формах воспитательно-оздоровительной работы детского сада: на занятиях, утренней гимнастике, прогулках, развлечениях и праздниках [1].

Таким образом, этнокультурный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в нашем регионе; во-вторых, основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями :

1. обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

2. позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;

3. создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

4. способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.

По мнению ученых детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда. Если дети будут знать и любить культуру своего народа, землю, на которой они живут, то и Россия будет жить, развиваться и процветать.

Список литературы

1. Акцорин В. А. Прогрессивные традиции фольклора – источник художественного творчества/ В. А. Акцорин// Фольклор и искусство в современной художественной литературе Марийской АССР. – Йошкар-Ола, 1991г.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика/ Г. Н. Волков. – М. :Академия,2009.-168 с.

3. Давыдова, О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О. И. Давыдова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 19 (67).

4. Плеханова Т. В. Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству. – Йошкар-Ола, 2002 г.

5. Саскавичене О. В. Патриотическое воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2006. - №2. – с. 34-42.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста: этнокультурные основы
Опубликовано: 10 марта 2020 в 20:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей дошкольного возраста: этнокультурные основы» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД