Борисова Людмила Анатольевна
«Волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий (для детей подготовительной к школе группы).
Форма: групповая
Тип: тематическое, нетрадиционное (элементы коррекционной ритмики)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество»
Цель: Развивать эстетическое восприятие осенней природы детьми через музыкальную, речевую и игровую деятельность.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «„Волшебный лес“» размещена в разделах
Формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения; учить детей различать оттенки настроений, выразительные интонации; расширять музыкальный кругозор.
Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве (через игру)
Развивающие:
Развивать чувство ритма; чистоту интонирования в пении; отрабатывать четкое произношение окончаний слов
Развивать общую и тонкую моторику; дыхание; быстроту реакции (в игре)
Воспитательные:
Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Воспитывать внимание, любовь к музыке
Оборудование: несколько разных осенний листочков; султанчики (по 2 на каждого мальчики); дет. муз. инструменты: молоточек, деревянные полочки (по 2 на каждого ребенка ; маленький зонтик с прикреплёнными к нему грибами из бумаги;
Материал: Запись стука дятла и кукование кукушки; фрагменты «Марша», «Бега», «Польки» и музыка для спокойной ходьбы, ходьбы на носочках; «Октябрь. «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; аудиозаписи «Осень» (I часть) Р. Гагизова; песенка - распевка «Дождик, лей на крылечко» Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6-7 лет 2014г.
«Дождик» муз. М Парцхаладзе
Ход НОД:
Муз. руководитель: Вы бывали в осеннем лесу? Лес стоит по-сказочному волшебный. Все деревья в разноцветных нарядах – березки в золотых, рябинки и осинки в красных, ели в зеленых. Воздух необыкновенно чист и прозрачен. Под ногами – пушистый ковер из шелестящих листьев. Пахнет грибами и спелой брусникой. А если посмотреть наверх, то увидишь голубое небо. С такой сказочной картиной не хочется расставаться. Вот я и хочу сегодня предложить вам, ребята, еще раз прогуляться по волшебному, осеннему лесу. Согласны? Тогда отправляемся!
I. Коррекционная ритмика.
1) Проводится двигательное упражнение «Прогулка в лес».
(Воспитатель читает стихотворение с паузами. Музыкальный руководитель, во время пауз, озвучивает стихотворение небольшими музыкальными фрагментами.)
Раз-два-три, раз-два-три –
По дорожке мы пошли. (Дети маршируют.)
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв. (Идут «змейкой».)
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем. (Идут на носочках, руки в стороны.)
Лес осенний увидали
К нему в припрыжку побежали. (Выполняют подскоки.)
Раз-два-три-четыре-пять –
В лес отпарились гулять. (Спокойная ходьба.)
М. р. : Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Вспомним нашу пальчиковую игру.
2) Проводится пальчиковая речевая игра
Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения)
Ветер листики считал: (движения ладонями.)
Вот дубовый, (загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на груди.)
М. р. : А теперь прислушайтесь.
(Звучит запись стука дятла.)
Дятел дерево долбит.
На весь лес он стучит.
Давайте и мы попробуем постучать. (Детям раздаются по две деревянные палочки.) Только вот в лесу любит гулять эхо, которой всё за всеми повторяет. Давайте и мы поиграем в ритмическое эхо. Мы будем повторять за тем, у кого в руках музыкальный молоточек. Слушайте внимательно.
3) Проводиться ритмическая игра «Дятел и эхо» ( со звокоподрожанием: «Тук»).
(После упражнения собрать палочки и муз. молоточекк)
М. р. : Перестал дятел стучать. Тихо стало. Только слышно как ветерок шумит, да листочки шуршат.
4) Проводится дыхательное упражнение Осенние листочки
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Березовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
М. Картушина
М. р. : Ребята, кажется ветер стих, всё успокаивается. Посмотрите, ветер расстелил для нас разноцветный ковер. Садитесь, отдохните и прислушайтесь. Может мы ещё что-нибудь услышим.
II. Слушание.
(Звучит «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» в исполнении фортепиано, презентация «Осенняя песнь»)
М. р. : Я вижу, вы узнали эту музыку! Как она называется и кто её автор? (Ответы детей.)
М. р. : Да. Это знакомое вам произведение «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского. Какое настроение выражено в музыке? (Грустное, печальное, жалобное, тоскливое.) Меняется ли музыка? (В средине звучит немного взволновано, беспокойно.) Какую осень рисует композитор своей музыкой? (Музыка изображает картину поздней осени. Листья облетают с деревьев, дует сильный холодный ветер.)
М. р. : Да, в музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. Хотя в средней части музыка становится более взволнованной и беспокойной, но потом опять она печальная, поникшая. Музыка словно передает печальные вздохи засыпающей природы.
Что вы представляете, слушая эту музыку: только ли картину осеннего дождя? (Музыка изображает, как идёт осенний пасмурный дождь, как ветер кружит листья в своем танце.)
Сейчас мы попробуем передать через движения музыку осенней природы. (Импровизация)
М. р. : Ребята, кажется, начинается сильный дождь. Давайте спрячемся. Садитесь на стульчики.
Послушайте. Кажется, кто-то в лесу поёт свою песню.
III. Пение.
(Звучит фонограмма шума дождя)
М. р. : Что это за звуки? (Звук дождя.) дождик нам нипочём.
1. Распевание.
Исполняется песенка «Дождик лей на крылечко»рус. нар. закличка. - Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6-7 лет 2014г.
М. р. : А эхо снова тут как тут. Все повторяет за дождиком.
(Отрабатываются трудные мелодические ходы для дальнейшего исполнения новой песни.)
М. р. : А дождик всё капает и капает. Но мы боимся промокнуть. Почему ребята?
Ответы детей.
2. Исполняется новая песня «Дождик» муз. М. Парцхаладзе
Далее проводится беседа: О чем песенка? Какой характер? Как бы вы её назвали?
Разучивается 1 куплет песни. Обратить внимание на окончания фраз, добиваться чистого интонирования. Для чистого интонирования трудных мелодических ходов используется показ направления мелодии рукой.)
М. р. : А у меня тоже есть зонтик. Вот посмотрите. (Показывается маленький зонтик, уже открытый.) Под ним я могу спрятаться. И дождик мне не страшен. Ой, что это на нём? (Показать грибы на зонтике.) Так это был грибной дождик. А какие грибы вы узнали? (Ответы детей.) Давайте и мы ребятки превратимся в грибы и станцуем с вами веселый танец грибов
«Танец грибов» -музыка по усмотрению м. р.
Чтобы в лесу быстро находить грибы, предлагаю вам потренировать глазки.
4. Проводиться гимнастика для глаз (Презентация)
М. р. : Вот какие у нас веселые глазки стали! Осенью погода бывает разной. То солнышко выглянет, то дождик брызнет. Давайте поиграем в игру, которая так и называется “Погода”.
5. Подвижная игра “Погода” - дети делятся на 2 команды, становятся в 2 шеренги и соревнуются, чья команда точнее и внимательнее исполнит задания.
М. р. : Будьте внимательны и правильно выполняйте мои команды:
Дождь! – хлопки
Сильный дождь! – топать ногами
Ветер! – качать кистями
Сильный ветер! – качать руками и корпусом
Буря! – команды меняются местами бегом.
М. р. : нам пора возвращаться в детский сад.
(Звучит музыку А. Вивальди «Осень» (I часть) из цикла «Времена года». Дети проходят 1 круг.)
М. р. : Ребята вам понравилось наше путешествие? Что больше всего? (Ответы детей.)
(Муз. руководитель прощается. Дети идут в группу.)