Папки-передвижки

Волшебная сказка как средство организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Анна Коршунова
Волшебная сказка как средство организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Любовь детей к чудесному, волшебному – специфическая черта их психики. Именно поэтому большой популярностью у них пользуются волшебные сказки.

Волшебные сказки никогда не обходятся без чудесного действа. Чудесный вымысел лежит в основе сказочного сюжета.

Волшебная сказка начинается с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве тридесятом государстве.

Публикация «Волшебная сказка как средство организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В волшебной сказке человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка [10].

Важной составляющей досуговой деятельности является творчество. Мы предлагали детям поучаствовать в литературном досуге «Волшебная книга сказок» (Приложение 4). Была проведена предварительная работа по сочинению сказок по предметным картинкам; мы читали ребятам сказки «Золушка» и «Спящая красавица».

Во время проведения литературного досуга мы показывали детям «Волшебную книгу сказок», в которой нет текста и картинок, и просим ребят вернуть иллюстрации в книгу сказок. Ребята надевают магические медальоны и волшебные колпаки и начинают рисовать, после чего мы предлагали разложить все работы на столе и придумать по ним интересную веселую сказку.

Предлагали детям творческие задания, результатом выполнения которых являлось появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Например, как мы работали с детьми по выполнению ими творческих заданий по сказке «Репка» :

1. Рассказать знакомую сказку по кругу.

2. Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

3. Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

4. Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).

5. Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

6. Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

7. Разыгрывание придуманных сказок.

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» призвана побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создавать условия для / творческого самовыражения. Дети раскладывали картинки по порядку и рассказывали содержание сказки. А дидактическая игра «Найди ошибку» направлена на развитие внимания, восприятия, речи, учит видеть лишнего персонажа в знакомой сказке. Дети называли, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

Организовывали подвижные игры, в основе которых – сюжет волшебных сказок. Например, поскольку непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла, то мы в игре в качестве ступы использовали простое ведро, а в качестве метлы – швабру. Ребенок вставал одной ногой в ведро, другая оставалась на земле. Одной рукой он держал ведро на ноге за ручку, в другой руке - швабру. И в таком положении он должен был пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.

В волшебных сказках изображаются чудесные события, а героями оказываются мальчики и девочки. Образы детей не идеализированы. Они совершают ошибки, причем подобные ошибки в жизни свойственны именно детям. В характерах сказочных персонажей выступают вполне реалистические черты. Девочка, заигравшись с подружками, забывает о маленьком братце. Ивашечка становится жертвой собственной доверчивости, наивно следует уговорам ведьмы, которая его едва не погубила.

Предлагали детям игру «Коллаж из сказок», в которой детям нужно придумать новую сказку на основе старой. Этот метод развивает фантазию, ломает стереотипы, создает условия, при которых главный герой остается, но попадает в новые обстоятельства. Например, в сказке «Гуси - лебеди» на пути встречается волк. Или же три медведя увидели Машу.

Важным в воспитательном отношении свойством волшебной сказки является ее оптимизм.

В старшей группе у нас оформлен «Уголок сказок». Сюда входят: настольный театр, театр «Бибабо», пальчиковый театр, маски сказочных персонажей, чудо дерево, художественная литература, картинки с изображением сказочных героев.

Настольный театр может использоваться не только воспитателем для обыгрывания сказок, но и детьми. Он сделан таким образом, что дети сами могут подойти и поиграть со сказочными героями, потрогать траву, подуть на облака и солнышко, которые подвешены за ниточки.

Театр «Бибабо» используется как в обыгрывание сказок, так и в организации режимных моментов. Маски сказочных героев используются в проведении игр, разыгрывании сказок.

В «Уголке сказок» расположена художественная литература. На уровне роста ребенка расположены книжки из твердого картона, поэтому ребенок может подойти и посмотреть любую понравившуюся ему книжку. Выше расположены книги для чтения сказок воспитателем. Картинки со сказочными героями создают позитивное настроение, развивают фантазию ребенка.

В работе мы использовали игры-драматизации. Они позволяют ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду.

В частности, настольные игры-театрализации. Они представляют игровой набор, который знакомит детей с героями сказок. Подобные настольные игры помогают развить речь, память, внимательность, творческие способности детей, учат говорить целыми предложениями и составлять связный рассказ.

В состав набора входят фигурки героев той или иной сказки. Сначала мы несколько раз рассказывали детям сказки, сопровождая рассказ движениями расставленных на столе фигурок. Затем ребята выступали уже не только в роли зрителя, но и в роли помощника – двигали некоторые фигурки, подсказывали реплики персонажей. А со временем они запоминали весь текст сказки, и проводили самостоятельно все манипуляции с фигурками.

Мы используем в работе настольный кукольный театр, который включает в себя набор кукол-перчаток для постановки волшебных сказок. Их сюжеты просты и понятны. Эти сказки не требуют ни репетиций, ни декораций. Мы просто читаем текст из книжки и ребенок тут же разыгрывает прочитанное. Дети легко включались в инсценировку, учились управлять куклой-перчаткой, с выражением озвучивать своего персонажа и запоминали текст сказки.

Провели с детьми кукольный спектакль по русской народной сказке «Жихарка». После спектакля на сцене остается Жихарка и загадывает детям загадки. После того, как дети отгадали все загадки, Жихарка предлагает поиграть в русскую народную игру.

Обратили внимание, что старшие дошкольники любят участвовать в игра-викторинах. Например, мы просили ребят вспомнить волшебные слова из сказок (по щучьему веленью, по моему хотенью; избушка-избушка - встань к лесу задом, ко мне передом; сивка-бурка, вещая каурка встань передо мной, как лист перед травой и т. д.

Спрашивали, с каких слов обычно сказки начинаются и получали следующие ответы детей : «жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, не далеко не близко, не высоко, не низко; и какими словами сказки заканчиваются : «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец, сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок, и стали они жить поживать, да добра наживать» и т. д.

Также использовали следующий прием при организации досуга по сказкам : доставали из своего заветного сундучка волшебные предметы, а ребята называли, из какой сказки этот предмет : туфелька («Золушка», сапог («Кот в сапогах», горошина («Принцесса на горошине, красная шапочка («Красная Шапочка, скалочка («Лисичка со скалочкой») и т. д. Дети всегда с охотой включаются в данную игру.

Использование дидактической игры по сказкам. Например, игра «Чья песенка?» направлена на закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.

«Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Было внучка Снегурушка,

Ее подружки в лес заманили,

Заманили – покинули».

Конечно же, организовали развлечения и праздники по сказкам. Например, в развлечении «Путешествие в мир сказок», ребята выполняли разные задания: отвечали на вопросы викторины, вспоминали героев сказок, а также выбирали из картинок различных сказочных средств передвижения те, которые были им знакомы и говорили, какие герои на них передвигались: Баба-Яга - на метле, в ступе; лягушка-квакушка – на прутике; Дюймовочка –на ласточке; Иван-царевич – на волке, Емеля – на печи и т. д.

Подготовка, организация и проведение праздника включает в себя сразу несколько направлений: пение, ритмику, инсценирование, постановку пьес, оформление зала и группы, изготовление элементов костюмов, декораций и пр.

Провели с детьми спортивный праздник «Путешествие в мир волшебных сказок». Здесь сочетаются разные виды деятельности : ребята отгадывают загадки, играют в игру «Назови сказку», участвуют в спортивных состязаниях: «Маша и медведь», «Колобок», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Курочка Ряба»; танцуют.

Таким образом, при работе с волшебными сказками использовали разные виды деятельности : организовывали творческий досуг и подвижные игры, в основе которых – сюжет волшебных сказок; использовали игры-драматизации, в том числе настольные, настольный кукольный театр, организовывали развлечения и праздники по волшебным сказкам. В группе оформлен «Уголок сказок», куда входит настольный театр, театр «Бибабо», пальчиковый театр, маски сказочных персонажей, чудо дерево, художественная литература, картинки с изображением сказочных героев. Все это помогает организовывать содержательный и развивающий досуг детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое».

Нестандартное оборудование «Волшебная медуза» для детей младшего и старшего дошкольного возрастаНестандартное оборудование «Волшебная медуза» для детей младшего и старшего дошкольного возраста Цель: стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей, привитие основ здорового образа.

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок» Хочу представить вашему вниманию нашу работу по знакомству детей со сказками Скандинавских авторов, проходящую в рамках районного конкурса.

Психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка о злом принце» Сказка о злом принце Жил-был принц. Самый обычный маленький принц. Красивый, умный, смелый. Но злой. Он обижал всех придворных, прислугу.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная ночь Рождества» Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная ночь Рождества»Дети входят в зал под новогоднюю песенку. Затем садятся на свои.

Сценарий новогоднего квеста для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная снежинка»Сценарий новогоднего квеста для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная снежинка» Участники новогоднего представления: дети старшего дошкольного возраста, Снегурочка, клоун Вася с игрушечной собачкой, Дед Мороз, ведущий.

Сценарий праздника, посвящённого Дню 8 марта, для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная радуга» (Центральную стену украшает яркая большая радуга с надписью "Радуга талантов", к каждому цвету которой прикреплены конверты соответствующего.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Волшебная сказка как средство организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 12:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Волшебная сказка как средство организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Коршунова (УИ 779532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД