Анна Коршунова
Волшебная сказка как средство организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь детей к чудесному, волшебному – специфическая черта их психики. Именно поэтому большой популярностью у них пользуются волшебные сказки.
Волшебные сказки никогда не обходятся без чудесного действа. Чудесный вымысел лежит в основе сказочного сюжета.
Волшебная сказка начинается с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве тридесятом государстве.
Публикация «Волшебная сказка как средство организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
В волшебной сказке человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка [10].
Важной составляющей досуговой деятельности является творчество. Мы предлагали детям поучаствовать в литературном досуге «Волшебная книга сказок» (Приложение 4). Была проведена предварительная работа по сочинению сказок по предметным картинкам; мы читали ребятам сказки «Золушка» и «Спящая красавица».
Во время проведения литературного досуга мы показывали детям «Волшебную книгу сказок», в которой нет текста и картинок, и просим ребят вернуть иллюстрации в книгу сказок. Ребята надевают магические медальоны и волшебные колпаки и начинают рисовать, после чего мы предлагали разложить все работы на столе и придумать по ним интересную веселую сказку.
Предлагали детям творческие задания, результатом выполнения которых являлось появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Например, как мы работали с детьми по выполнению ими творческих заданий по сказке «Репка» :
1. Рассказать знакомую сказку по кругу.
2. Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
3. Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
4. Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
5. Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
6. Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
7. Разыгрывание придуманных сказок.
Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» призвана побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создавать условия для / творческого самовыражения. Дети раскладывали картинки по порядку и рассказывали содержание сказки. А дидактическая игра «Найди ошибку» направлена на развитие внимания, восприятия, речи, учит видеть лишнего персонажа в знакомой сказке. Дети называли, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
Организовывали подвижные игры, в основе которых – сюжет волшебных сказок. Например, поскольку непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла, то мы в игре в качестве ступы использовали простое ведро, а в качестве метлы – швабру. Ребенок вставал одной ногой в ведро, другая оставалась на земле. Одной рукой он держал ведро на ноге за ручку, в другой руке - швабру. И в таком положении он должен был пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.
В волшебных сказках изображаются чудесные события, а героями оказываются мальчики и девочки. Образы детей не идеализированы. Они совершают ошибки, причем подобные ошибки в жизни свойственны именно детям. В характерах сказочных персонажей выступают вполне реалистические черты. Девочка, заигравшись с подружками, забывает о маленьком братце. Ивашечка становится жертвой собственной доверчивости, наивно следует уговорам ведьмы, которая его едва не погубила.
Предлагали детям игру «Коллаж из сказок», в которой детям нужно придумать новую сказку на основе старой. Этот метод развивает фантазию, ломает стереотипы, создает условия, при которых главный герой остается, но попадает в новые обстоятельства. Например, в сказке «Гуси - лебеди» на пути встречается волк. Или же три медведя увидели Машу.
Важным в воспитательном отношении свойством волшебной сказки является ее оптимизм.
В старшей группе у нас оформлен «Уголок сказок». Сюда входят: настольный театр, театр «Бибабо», пальчиковый театр, маски сказочных персонажей, чудо дерево, художественная литература, картинки с изображением сказочных героев.
Настольный театр может использоваться не только воспитателем для обыгрывания сказок, но и детьми. Он сделан таким образом, что дети сами могут подойти и поиграть со сказочными героями, потрогать траву, подуть на облака и солнышко, которые подвешены за ниточки.
Театр «Бибабо» используется как в обыгрывание сказок, так и в организации режимных моментов. Маски сказочных героев используются в проведении игр, разыгрывании сказок.
В «Уголке сказок» расположена художественная литература. На уровне роста ребенка расположены книжки из твердого картона, поэтому ребенок может подойти и посмотреть любую понравившуюся ему книжку. Выше расположены книги для чтения сказок воспитателем. Картинки со сказочными героями создают позитивное настроение, развивают фантазию ребенка.
В работе мы использовали игры-драматизации. Они позволяют ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду.
В частности, настольные игры-театрализации. Они представляют игровой набор, который знакомит детей с героями сказок. Подобные настольные игры помогают развить речь, память, внимательность, творческие способности детей, учат говорить целыми предложениями и составлять связный рассказ.
В состав набора входят фигурки героев той или иной сказки. Сначала мы несколько раз рассказывали детям сказки, сопровождая рассказ движениями расставленных на столе фигурок. Затем ребята выступали уже не только в роли зрителя, но и в роли помощника – двигали некоторые фигурки, подсказывали реплики персонажей. А со временем они запоминали весь текст сказки, и проводили самостоятельно все манипуляции с фигурками.
Мы используем в работе настольный кукольный театр, который включает в себя набор кукол-перчаток для постановки волшебных сказок. Их сюжеты просты и понятны. Эти сказки не требуют ни репетиций, ни декораций. Мы просто читаем текст из книжки и ребенок тут же разыгрывает прочитанное. Дети легко включались в инсценировку, учились управлять куклой-перчаткой, с выражением озвучивать своего персонажа и запоминали текст сказки.
Провели с детьми кукольный спектакль по русской народной сказке «Жихарка». После спектакля на сцене остается Жихарка и загадывает детям загадки. После того, как дети отгадали все загадки, Жихарка предлагает поиграть в русскую народную игру.
Обратили внимание, что старшие дошкольники любят участвовать в игра-викторинах. Например, мы просили ребят вспомнить волшебные слова из сказок (по щучьему веленью, по моему хотенью; избушка-избушка - встань к лесу задом, ко мне передом; сивка-бурка, вещая каурка встань передо мной, как лист перед травой и т. д.
Спрашивали, с каких слов обычно сказки начинаются и получали следующие ответы детей : «жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, не далеко не близко, не высоко, не низко; и какими словами сказки заканчиваются : «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец, сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок, и стали они жить поживать, да добра наживать» и т. д.
Также использовали следующий прием при организации досуга по сказкам : доставали из своего заветного сундучка волшебные предметы, а ребята называли, из какой сказки этот предмет : туфелька («Золушка», сапог («Кот в сапогах», горошина («Принцесса на горошине, красная шапочка («Красная Шапочка, скалочка («Лисичка со скалочкой») и т. д. Дети всегда с охотой включаются в данную игру.
Использование дидактической игры по сказкам. Например, игра «Чья песенка?» направлена на закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.
«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Ее подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».
Конечно же, организовали развлечения и праздники по сказкам. Например, в развлечении «Путешествие в мир сказок», ребята выполняли разные задания: отвечали на вопросы викторины, вспоминали героев сказок, а также выбирали из картинок различных сказочных средств передвижения те, которые были им знакомы и говорили, какие герои на них передвигались: Баба-Яга - на метле, в ступе; лягушка-квакушка – на прутике; Дюймовочка –на ласточке; Иван-царевич – на волке, Емеля – на печи и т. д.
Подготовка, организация и проведение праздника включает в себя сразу несколько направлений: пение, ритмику, инсценирование, постановку пьес, оформление зала и группы, изготовление элементов костюмов, декораций и пр.
Провели с детьми спортивный праздник «Путешествие в мир волшебных сказок». Здесь сочетаются разные виды деятельности : ребята отгадывают загадки, играют в игру «Назови сказку», участвуют в спортивных состязаниях: «Маша и медведь», «Колобок», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Курочка Ряба»; танцуют.
Таким образом, при работе с волшебными сказками использовали разные виды деятельности : организовывали творческий досуг и подвижные игры, в основе которых – сюжет волшебных сказок; использовали игры-драматизации, в том числе настольные, настольный кукольный театр, организовывали развлечения и праздники по волшебным сказкам. В группе оформлен «Уголок сказок», куда входит настольный театр, театр «Бибабо», пальчиковый театр, маски сказочных персонажей, чудо дерево, художественная литература, картинки с изображением сказочных героев. Все это помогает организовывать содержательный и развивающий досуг детей старшего дошкольного возраста.