Регина Ануфриенко
Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие русские сказки – это первые и блестящие
попытки русской народной педагогики, и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом
случае с педагогическим гением народа.
К. Д. Ушинский
В связи с тем, что мы живем в неспокойное, динамичное полном тревог и противоречий времени количество детей имеющие проблемы в развитие речи растет.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
У детей возникают трудности в развитие связной речи, формирование грамматического строя речи и недостаточного словарного запаса.
Работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста очень важна и актуальна, так как проблема современного дошкольника является зависимость от планшетов, телефонов, телевизоров и других гаджетов. во многих семьях чтении сказок, бесед с родителями, совместные игры и прогулки заменяют экранной зависимостью. Дети разучились общаться связно и развернуто излагать свои мысли.
Один из важных вопросов дошкольной педагогики на данный момент является поиск новых форм и методов обучения в развитии и воспитании личности ребенка. Родители, которые заботятся о правильном и гармоничном развитии ребёнка в центре внимания должны быть показатели речи и личности, так как они взаимосвязаны.
Лучший способ воспитания детей - это приобщение детей с раннего возраста к устному народному творчеству и особое место здесь занимают сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самых первых дней жизни, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир, не только умом, но и сердцем. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне. Сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.
Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка
буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним.
У ребенка с помощью сказки можно воспитать : волю, веру в себя, смелость, самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях, трудолюбие, настойчивость, оптимизм, веру в успех, увлеченность и другие качества личности.
Путешествия по сказкам развивают у детей фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Таким образом, использование сказок в работе по развитию речи, позволяет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурович Л. М., Л. Б. Береговая. Ребёнок и книга. Изд. «Акцидент», 1996.
2. Елкина Н. В. Формирование связной речи у дошкольников. Автореф. Дисс – М, 1999.
3. Иванова Э. И. Расскажи мне сказку/. М. : Изд. «Просвещение», 1993.
4. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2011
5. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст] /
6. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина.
– М. : Просвещение, 2010 – 223с.
7. Рождественская В. И. Воспитание правильной речи у детей
дошкольного возраста [Текст] / В.
8. Ушакова О. С. Развитие речи детей трех – семи лет. Дошкольное воспитание, 1995, №1.
9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
10. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Феникс, 2008г.