Юлия Вилисова
«Висит груша». Консультация для воспитателей на тему «Учите детей отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Висит груша». Консультация для воспитателей на тему «Учите детей отгадывать загадки»
Предлагаю отгадать загадку на первом слайде, чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить.
Добрый день, коллеги. Рада Вас приветствовать. Сегодня мне бы хотелось провести для Вас небольшой Мастер-класс.
1 слайд
Без лица в личине. Какой ответ у этой загадки?
Вариант 2
В противоречиях не редко я скрываюсь,
Из соплетения подобий состою,
Неведомой сперва на свет я появляюсь,
Публикация «„Висит груша“, Консультация для воспитателей на тему „Учите детей отгадывать загадки“» размещена в разделах
- Груша
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Но тайну узнают при смехе всю мою.
Конечно, это загадка. Не так то просто было ее отгадать. Почему так вышло и как же нужно было рассуждать, а так же как обучить детей отгадывать загадки и придумывать их самостоятельно сегодня и поговорим.
2 слайд
Свой доклад я разбила на несколько условных частей. Они представлены на слайде, как видите, не так уж и много, но все самое важное и необходимое.
И мы не можем не начать с исторического аспекта загадки. Потому что История — учительница жизни. (Цицерон)
3 слайд
Что же такое загадка и откуда она появилась? Все очень и очень просто. «Появление загадок относится к «древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума» Буслаев Ф. И В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью. К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Загадки использовались в военных, торговых делах Широко пользовались иносказательным языком скоморохи, бродяги и др. Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах. У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок» (по осени старшие младшим загадывали загадки) Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способов их выражения словом. Таким образом, оказывается очевидной педагогическая направленность в использовании народом загадок. Отсюда и понятна их многовековая жизненность и популярность как среди взрослых, так и детей. И в настоящее время загадка используется как увлекательное средство обучения и организации их досуга.
А что такое загадка? Если мы возьмем множество определений из словарей, то очень просто можно сказать, что загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
5 слайд
Основная особенность загадки представляет собой логическую задачу.
Отгадать загадку – значит найти решение этой логической задачи. А ответь на вопрос – совершить сложную мыслительную операцию. От способа шифра зависит и сложность загадки.
Но в основе всегда лежат процессы анализа (рассматриваем отдельные признаки) и синтеза. (Объединяем их вместе)
6 слайд
Различные виды загадок могут содержать в себе, как и перечисление множества признаков:
Всегда во рту, а не проглотишь (язык); Рук нет, а строить умеет (птичка);
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер); Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко).
Самый обширный тип загадок — это загадки метафорические: Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор.
Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна
Слайд 7
Построение загадки смотри на слайде (найти ответ)
Загадка – это вопрос, который оформлен по-разному. Вопрос побуждает найти на него ответ. Для этого часто используют
Переносное значение слов ответ Б (сосулька = гвоздь)
Олицетворение ответ В (дед = лук, морковь)
Многозначность слов Ответ А (ходить часы. Дверь ручка)
Слайд 8
Педагогические возможности загадки.
За что же педагоги, воспитатели и дефектологи любят загадки:
1) За то, что этот фольклорный жанр, который очень нравится детям прививает любовь к народному творчеству, живому и образному языку.
2) Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребенка интерес к миру вещей и явлений. «Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум» Загадка ставит перед ребенком вопросы: Что откуда? что из чего делается? что чему служит? Птичка-невеличка, носик стальной, а хвостик льняной указывает на признаки внешнего вида иглы с ниткой — размер (птичка-невеличка) и материал, из которого сделаны предметы (носик стальной, а хвостик льняной).
3) Загадки способствуют развитию речи у детей. Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
4) Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение» а Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.
Слайд 9
Как же осуществляется отбор загадки?
Во-первых, важно понимать, что ребенку загадка должна быть доступна. Как правило загадки о том, что детям знакомо: об игрушках, о животных.
Совсем непонятна детям такая загадка: Бьют меня палками, мнут меня камнями, жгут меня огнем, режут меня ножом; а зато меня так губят, что меня все очень любят. Здесь рассказывается о старинных процессах обмолота хлеба, помола зерна, выпечки хлеба. Их дети не могут видеть, знать, поэтому и отгадать загадку не в состоянии.
Во-вторых, важно, чтобы предметные представления были сформированы, чтобы учитывался жизненный опыт детей.
Комковато, ноздревато, и губато, и горбато, и твердо, и мягко, и кругло, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мил. Здесь подчеркнуты признаки хлеба, не всегда отмечаемые детьми («комковато», «ноздревато», включены метафоры («губато», «горбато»). Эти особенности придают описанию обобщенный характер. Поэтому загадка оказывается посильной только старшим дошкольникам.
Доступность зависит от полноты и точности характеристики предмета.
Самые простые, в которых указаны типичные признаки:
На заборе сидит,
«Ку-ка-ре-ку!» — кричит
Так же очень помогает рифмуюущася отгадка:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?. (Петушок.)
Без самого яркого отличительного признака — голоса — и рифмующегося ответа загадка становится сложнее:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (П е т у х.)
Не вызывают затруднений литературные загадки, представляющие собой подробные рассказы о предметах: Он бывает с толокном, С рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку всё съедят. (Пирог) Но необходимо помнить и учитывать объем слухоречевой памяти.
Говоря о доступности, стоит затронуть и художественный образ.
От его сложности зависит сложность загадки.
Наиболее трудны загадки с метафорой
Дети загадку воспринимает как обычное описание. Так, загадку Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небо, звезды, месяц) ребенок воспринимает совершенно конкретно и объясняет так: «Поле большое, овец не сосчитать, и рогатый баран, как пастух, стоит». Непонятна детям метафоричность и вопроса загадки о раке: Кто идет в баню черный, а выходит красный? Дети, не зная цвета рака ни до, ни после варки и воспринимая значение слова баня конкретно, дают такие ответы: «трубочист», «грязнуля» и т. п. Таким образом, непонимание слов и выражений переносного употребления, осмысление их в прямом значении и приводит к неверным, порою смешным, а иногда и нелепым отгадкам.
Обязательный учет особенностей развития детей по возрасту. Смотрите в печатном материале. Отмечу важность этого. И добавляем сюда зрительные особенности, которые дарят детям, как правило, ослабленные предметные представления. Что возвращает нам к особому подготовительному этапу.
Слайд 10
Обучение
Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.
Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок
Первично наблюдение.
Оно должно быть постоянным (систематичным)
На протяжении всего лета ребята следят за созреванием плодов сливы, после чего они могут самостоятельно отгадать и объяснить загадку: Было зеленое платье — атласное, Нет, не понравилось, выбрала красное, Но надоело также и это — Платье надела синего цвета
При это необходимо выделять существенные признаки
они сделаны, назначение, способ использования предметов. Рассказывая о транспорте, обращают внимание детей на внешний вид (у автомобиля — колеса, кабина, кузов, фары назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретенные детьми во время таких наблюдений, являются основой ’для отгадывания различных загадок о транспорте: Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) это дает информацию о предметных представлениях.
Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки В огне не горит, в воде не тонет; На дворе горой, а в избе водой, надо произвести соответствующие опыты со льдом и снегом. Они явятся ключом к отгадке
Наряду с наблюдениями и опытами знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют на занятиях и в дидактических играх.
Так же умение выразить увиденное точным словом.
Как писал Сухомлинский Счастливыми минутами своего труда я считаю минуты, когда детская мысль просится в слово, ищет и находит яркие, красочные, ароматные оттенки, рождается поэтический образ»
Наряду с наблюдениями другим важным источником знаний детей об окружающем мире является художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным. Обогащение речи детей, понимание ими тонких значений слов во многом зависят от того, насколько широко и умело воспитатель будет обращаться к художественной литературе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРЕПОДНЕСЕНИЯ ЗАГАДОК Облегчает отгадывание и тематический принцип преподнесения загадок. Не следует на одном занятии предлагать детям загадки разной тематики. Необходимо ограничивать круг предметов, фактов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребенка в определенную область знаний, подбирая загадки одной тематики
Слайд 11
Способы отгадывания загадки:
Основой отгадывания является понимание вопроса загадки— в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Т. е. Основа отгадывания загадки - это анализ и синтез, на основе этого мы получаем ответ.
Мы выделяем все признаки, собираем их во едино и даем ответ. Важно ответ доказать (в это и заключается развитие речи.)
Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса, после чего следует подтверждение ее признаками (доводами). : Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис, потому что зимой на полях снег, на реках лед и вьюга завывает» (доводы). Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения.
К нему приходят при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика; зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик» (тезис).
Слайд 12
Исходя из этого важно отметить основные ошибки детей:
1. Ребенок не дослушал до конца, потому не выделил все признаки предмета = нарушенный анализ. Правило дослушать до конца.
2. Выделил несколько признаков, но не учел главный
Так, например, Длинная шея, Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (гусь, ребенок может обратить внимание только на 2 признака длинная шея и красные лапки – это лебедь.
Благодарю за внимание! Готова выслушать Ваши вопросы.