Олеся Разинькова
«Веселое слово — Хохлома». Фольклорный праздник
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Веселое слово Хохлома».
Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».
Форма проведения: фольклорный праздник.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- закреплять представления детей о русском народном промысле Хохлома;
Темочки:
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Сценарии
- Темочки
- развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества;
- показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами и ремеслами, музыкой, устным народным творчеством;
- продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.
Ход:
В музыкальный зал под русскую народную мелодию заходит воспитатель.
Воспитатель
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
В зал заходит девочка
Диана Ш.
Олеся Анатольевна, здравствуйте.
Воспитатель
Здравствуй, Дианочка.
Диана Ш.
Олеся Анатольевна, а расскажите, пожалуйста, сказку, только очень интересную.
Воспитатель
Сказку? Очень интересную? Хорошо, слушай.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу как-то птица Жар, задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор называют такую посуду Хохломской.
Диана Ш.
Как интересно. Вот бы побывать в этой сказке, узнать какая она Хохлома.
Воспитатель
Можно попробовать, давай ручку, пойдем (выходят из зала).
Звучит мелодия песни на слова П. Синявского «Хохломская роспись»
В зал в костюмах «Мастеров Хохломы» заходят дети.
В руках несут вырезанные из бумаги и раскрашенные хохломскими узорами силуэты посуды, кладут на столик и становятся полукругом.
Входят воспитатель и Диана Ш. переодетые в костюмы.
Воспитатель
Вот мы с тобой и в сказке. Здравствуйте мастера Хохломы
(кланяются в пояс)
Дети
Здравствуйте (кланяются в ответ)
Матвей К.
Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали?
Воспитатель
Хотим узнать, что за чудо дивное, красота невиданная Хохлома?
Матвей К.
Ну что-же, слушайте, подпевайте, на ус мотайте.
Дети исполняют песню на слова П. Синявского «Хохломская роспись».
Ангелина Г.
Листочки, ягодки, цветочки
Стебелечек завитой.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Даша Ч.
И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
Лиза Л.
Простые по форме, а радуют взор
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьется. Попробуй, сумей-ка!
Карина Ч.
Все листочки, как листочки.
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди Называют Хохломой.
Даша К.
Как волшебница Жар-птица не выходит из ума,
Чародейка-мастерица, золотая Хохлома.
Воспитатель
А откуда пошло это веселое слово Хохлома?
Матвей К.
Присаживайтесь гости дорогие, сказ долгий.
Дети и воспитатель садятся на лавочки.
Матвей К. (в руках блюдо с яблочком)
Катись яблочко, да по тарелочке. Покажи яблочко мастеров хохломских, да какие у них руки золотые.
Мультимедийная презентация «Золотая хохлома».
Ваня 3.
У каждого мастера были свои любимые узоры. Они передавались по секрету от отца к сыну, от деда к внуку. А посуда была разная: братины, ковши, чашки, туески.
Аня Г.
Издавна делали посуду в деревнях Семино, Кулигино, Разводино, Новопокровское. Она свозилась в большое село Хохлома, а оттуда по ярмаркам.
Под русскую народную мелодию на середину зала выходят дети с коробами и зазывают покупателей.
Ваня 3.
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары, хохломские есть товары!
Всех на праздник-ярмарку приглашаю!
Веселья и хорошего настроения желаю!
Карина Ч.
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь.
Ложки золоченые
Узоры крученые!
Карина Г.
Кому посуда для кашки-окрошки?
Чудо-блюдо, да чашки, ложки!
Кубки, ковши, налетай, поспеши!
Артем Ш.
Налетайте, налетайте, покупайте!
Нет изделий краше Хохломы нашей!
Катя С.
Так красива, так вольна - всем на загляденье,
Из такой посуды есть - просто объеденье!
Ваня 3.
Откуда посуда?
Дети
К нам приехала сама золотая Хохлома!
Матвей К.
Так и повелось - хохлома, да хохлома!
Диана
Как интересно! Без уменья и старанья такую посуду не сделаешь, а времени много надо?
Максим С.
Много (подходит к столику).
Сначала посуду вытачивают из дерева (показывает деревянную ложку) липы или березы. Сверху покрывают глиной (показ, сушат в печи.
Потом покрывают маслом олифой (показ).
Пудрят алюминиевым порошком (показ).
Расписывают масляными красками (показ).
Покрывают лаком и ставят в печь.
Лак желтеет, посуда становится золотистой (показ).
Воспитатель
Спасибо, что открыли нам секрет золота Хохломы! Поведали историю дивную, предание старинное!
Матвей К.
А в нашей сказке еще и веселятся от души. И вас приглашаем!
Танец «Кадриль».
Воспитатель
Как у вас весело и интересно!
Матвей К.
Мы всегда рады гостям, но делу время, а потехе час! Сказка сказывается, а дело делается. Пора приниматься за работу.
Художественная деятельность (роспись ложек).
В зал заходит ложкарь.
Ложкарь
Добрый день, честной народ!
Ну, что готовы ложечки?
Матвей К.
Осталось только в печь на обжиг.
Ложкарь собирает ложки и ставит в печь.
Ложкарь
А пока ложечки в печи, поиграйте-ка со мной!
Игра «Заря-заряница»
Ложкарь
А вот и ложечки уже готовы!
Разбирайте-ка вы ложки
В позолоченной одежке!
В руки поскорей берите Вы меня повеселите!
Ложкарь раздает детям ложки.
Тимур Б.
Ложки, ложечки резные
Зазвенят в один момент.
Сережа Г.
Непростые - расписные,
Древнерусский инструмент!
Гриша Ж.
Надо только постараться
Алеша Ф.
Не лениться, не стесняться.
Ложки крепко зажимайте
Дети
И за нами повторяйте!
Оркестр ложкарей (под музыкальное сопровождение «Калинка»).
Ложкарь
А вам на память хохломские ложки! Когда ешь щи такой ложкой, она рот не обжигает!
Вручает свои ложки воспитателю и девочке.
Воспитатель
Спасибо! Этой ложкой кушать одно удовольствие!
Ложкарь
Рад был вас повеселить, но пора уже спешить.
Мастера умелые, нас ждут в другой деревне ложки расписывать! Воспитатель
Жаль пришла пора проститься с вами.
Только светлой будет в сердце грусть.
Пусть всегда гордится мастерами щедрая и песенная Русь!
Матвей К.
Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Воспитатель и девочка кланяются в пояс. Ложкарь, дети и хозяюшка кланяются в пояс, все выходят под музыку из зала.
В зал заходят воспитатель и девочка.
Воспитатель
Понравилась тебе сказка, Диана?
Диана Ш.
Очень! Теперь я знаю, какая она - Хохлома!
Воспитатель
А в следующий раз я расскажу тебе другую сказку, про гжельских мастеров!
Кланяются, выходят из зала.