Марина Альбертовна Степанова
Фольклорный праздник «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москва Школа 1002
Фольклорный праздник
«Масленица»
(с приложением)
Для детей старшего дошкольного возраста
Авторская разработка: музыкального руководителя
Степановой Марины Альбертовны
Москва, 2016 г.
Цель: приобщение детей к народным традициям, истокам народной культуры.
Задачи
Публикация «Фольклорный праздник „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2017
Воспитательная: - воспитывать доброту, чувство товарищества, патриотизм,
- чувство причастности к своему народу, его истории и культуре.
Развивающая: - развивать внимание, память, мышление, воображение,
- развивать интерес детей к народному быту;
- развивать творческие способностей, образную речь,
- развивать познавательный потенциал ребёнка в данном виде искусства.
Образовательная:
- научить жанровым и языковым разнообразием фольклора родного края,
- формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;
- эмоционально–образно исполнять (декламировать, инсценировать) фольклорные произведения в соответствии с их характером и содержанием,
Оборудование: костюмы взрослых (Скоморохи (2, Дед, Весна – красна, Медведь, Цыган); детские русские народные костюмы для мальчиков и девочек ; музыкальный центр, фонограмма, блины.
Атрибутика: чучело масленицы, посадские платки (2, лоскутное одеяло, лавка, стул, сундук, пеньки (2, мешки с соломой (2, верёвки (2, цепь для медведя, бочонок с мёдом, атласная лента, поднос (2).
Муыкальный материал:
1. Пляска Скоморохов 11. Песня «Воробей»
2. Песня «Зорюшка» 12. Соревнования
3. Хоровод «Я по Городу пройду» 13. Игра с медведем
4. Нескладухи 14. Игра «Яшка»
5. Игра «Костромушка» 15. Частушки
5. Песня «У ворот сосна молодая» 16. Заклички
7. Загадки 17. Хоровод «Веснянка»
8. Хоровод «Ой, Масленица» 18. Песня «Летели две птички»
9. «Бояре» 19. Игра «Гори ясно»
10. Дразнилки 20. «Кадриль»
Ход праздника
Звучит музыка. Вбегают 2 скомороха (Ск. 1 и Ск. 2, пляшут.
Ск. 1Здравствуйте, горожане!
Ск. 2 Жители ближние и дальние!
Вместе: Гости желанные!
По-очереди:
-Мы ранёшенько вставали, белы лица умывали!
-Вокруг Солнцево ходили, всех буди-буди-будили!
-Собрались мы позабавиться да потешиться!
-Пошутить, поиграть, посмеяться!
-Сегодня в городе празднуется
-Развесёлая широкая Масленица!
Вместе. (Грозят друг другу пальцем) И не только!
Ск. 1Народ собирается!
Ск 2. Праздник начинается!
Звучит музыка. Скоморохи идут к двери и посадскими платками делают «воротики». В них проходят дети топающим шагом, исполняя «Капустку». Встают полукругом. Скоморохи встают по обе стороны полукруга.
Дети по– очереди:
- Низкий поклон вам, родные, милые и золотые!
- Добрые и тактичные, милые и практичные!
- Нежные и обаятельные, самые очаровательные!
- С праздником вешним мы вас поздравляем!
Вместе. И на Масленицу приглашаем!
Песня «Зорюшка»
Скоморохи по-очереди:
- Старики и детвора, открывайте ворота!
- Нынче в Солнцево нашем празднуется
Развесёлая широкая Масленица!
- Со блинами, плясунами,
- Со снежками да посмешками, да весёлыми потешками!
Хоровод «Я по Солнцево пройду»
Дети садятся на стульчики. Входит дед.
Дед. Здравствуй, народ честной!
Нынче праздник. Тряхнем стариной?
Я – дед воевед. Сегодня мне аккурат тыща лет!
(гостям) Нескладухи сейчас сочиним для вас!
А ну-ка, ребятки, скорей вспоминайте нескладухи хватки!
«Нескладухи»
Один из скоморохов раскладывает одеяло на полу, ложится.
Ск. 1. Не охота больше смеяться, хотца поваляться!
Звучит музыка. Школьники выходят на игру.
Игра «Костромушка»
Дети садятся на стульчики.
Дед. (подходит к девочке)
С дедом пойдёшь? Песню споёшь? Вот какая удалая!
А песня-то называется «У ворот сосна молодая». Слушаем.
Песня «У ворот сосна молодая» (соло)
Дед. Красна песня ладом, а сказка складом.
Пляска притопом, а загадка подвохом!
Любите загадки-то? (Да) А то!
Загадки
Дед загадывают детям загадки.
Ск. 2. Ой, масленица, кукашейка! Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом да блином, да румяным пирогом!
Хоровод «Ой, масленица!»
Скоморохи помогают детям встать в две шеренги. Встают вместе с ними.
Песня - разводка «Бояре»
Мальчики машут рукой на девочек.
Все рассаживаются по своим местам. Начинают дразнится.
Дразнилки (Последняя про Андрея)
Дети под музыку берут атрибутику и образовывают полукруг.
Песня «Летал воробей»
Девочки обижаются на мальчиков. Все садятся. Скоморохи ставят лавку.
Мы пришли к вам оба, - Фома да Ерёма!
Низко наклонились (кланяются, колпаки свалились! (удивлённо) Колпаки поднимали, снова начинали! (подняли колпаки) Мы пришли к вам оба – Фома да Ерёма! Людей посмотреть, да себя показать! (садятся) Вместе. Да небылицы вам рассказать (толкаются).
Ерёма. Подвинься! Фома. Нет, ты подвинься! Ерёма. Фома вредный, голос медный! Сам с кувшин, голова с аршин! (даёт подзатрещину) Фома. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой!
Толкаются, падают. Фома утаскивает Ерёму.
Дед. Ну, хватит вам кувыркаться! Давайте лучше соревноваться!
Звучит музыка выносятся пни с мешками и верёвки.
Соревнования
1) Сбей с пенька. 2) Петушиный бой. 3) Замотай верёвку.
Проводят скоморохи.
Звучит музыка. Входят цыган с медведем.
Цыган. Доброго вам здоровья, господа почтенные!
Я – цыган. А это мой медведь Иван!
Он и пляшет, и играет, и народ весь потешает!
Кто–нибудь из вас видал, чтобы мишка танцевал?
Пляска медведя.
Дед выводит медведя на середину.
Цыган. Покажи-ка, мишка, как девки на работу ходят.
Цыган. А как с работы они бегут, на танцы собираются.
Цыган. А покажи, как они на каблуках ходят, шатаются да о кочки спотыкаются (медведь всё показывает).
Ск. 1. Молодец, мишенька! Цыган, а медведь твой играть любит?
Цыган. Не только играть, а обыгрывать! Да не просто так, а за пятак!
Ск. 2 Ну, пятак нам и самим пригодится, а мёду дадим.
Дети. Медведь, медведь, мы к тебе пришли,
Мы к тебе пришли, медку принесли!
Игра с медведем
Цыган. За хорошее представленье получили угощенье.
Пора, дальше пойдём, через леса побредем.
Дед даёт медведю бочонок мёда. Цыган благодарит, они прощаются и уходят.
Ск. 1. Раз, два, три, четыре пять, будем дальше мы играть!
Ск. 2. Выходи к нам Яшка, холщёвая рубашка!
Игра «Яшка»
Дед. Что потешно, то смешно и смеяться не грешно.
И уже под топотушки разлетаются частушки!
Частушки
Дети исполняют частушки, подыгрывая себе на детских русских народных музыкальных инструментах.
Ск. 1. Надоела нам зима! Покличьте, дети, Весну-красну!
Заклички
Входит под музыку Весна.
Весна. Только я одна могу всё начать, как нужно!
Вот проталина в снегу – первая веснушка!
Вот воспрянет ото сна рощи, пашни, воды!
Потому что, я, Весна – молодость природы.
Хоровод «Веснянка»
(по выбору музыкального руководителя)
Весна. Хороши весной цветочки,словно деточки в садочке.
Стану деток наряжать. С ними весело плясать!
Песня с движениями «Летели две птички»
Весна. Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче!
А зима теплее! А весна милее!
Игра «Гори ясно!»
Все дети садятся на стульчики, кроме тех, кто танцует в «Кадрили».
Ск. 2. Весели нас много раз русский танец перепляс!
Сколько удали, задора! Сколько радости во взоре!
«Кадриль»
Дед берёт чучело и вместе со скоморохами выходит на середину зала.
Дед. Да вот масленица со двора съезжает,
А её девушки гостевать оставляют.
Ск. 1. Думали, погостит семь годков, а она погостила семь деньков!
Ск. 2. Ах, Масленица – обманщица! До поста довела, а сама удрала!
Дед выходит с блинами. В. Как на масляной недели в потолок блины летели!
Блины из печи масляны и горячи! Угощайтесь, не стесняйтесь!
Звучит народная музыка. Все угощаются блинами.
Праздник закончен.
Фотография из личного архива автора.
Приложение
Дразнилки
1. Андрей – воробей, продавал червей! На тарелочке носил! Три копеечки просил!
2. Оксашка – худышка на улицу вышла. На камушек села, комарика съела!
3. Анна - затычка банна! Шейка – копейка, из носа – сопелька!
4. Валера – холера, ничего не говорит, Только знай башкой вертит!
5. Васька – Васёнок – худой поросёнок.
6. Ножки трясутся, кишки волокутся!
7. Машка, Машка – простоквашка! Наша Машка – замарашка!
8. Никита – волокита! Купил лошадь без копыта!
9. Лизка – подлиска! На заборе висла!
Там у Лизки на носу ели черти колбасу!
Небылицы
1. На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.
Шея не ворочается, а посмеяться хочется!
2. На заборе порося жарила варенье.
Куры съели петуха в это воскресенье.
3. У нас лошади в галошах, а коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах, а танцуют на санях.
4. Зайцы влезли в огород. Всю морковь погрызли там.
Ну, а гуси их поймали, надавали по ушам.
5. Что за ор? Что за крик? То надумал боровик с армией грибной
На жуков усачей пойти тотчас войной.
Загадки
1. Белая вата плывёт куда-то (облака).
2. Неизвестно, где живёт. Полетит – деревья гнёт (ветер).
3. Золотое коромысло над рекой повисло (радуга).
4. Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой (сосулька).
5. Четыре четырки, две растопырки, а седьмой – вертун (корова).
Закличка
Жаворонушки, на соломочке, прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную! – 2-3 раза a capella
Дети передвигаются по залу хороводным шагом врассыпную. Раскрытые ладони у рта.
Частушки
Все. Заиграй-ка, балалайка, начинай гуляние!
Пропоём мы вам частушки для всего собрания!
Мальчики. Дуйте, ветры, дуйте! Буйные, кружитесь!
По деревне мы пойдём, вы посторонитесь!
Девочки. А вы кто такие? Чьи? Откуда появилися?
У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбилися!
Мальчики. Что вы, девки, изругались? Что вы изозлилися?
Иль с курятника кривого давеча свалилися?Девочка. У меня на сарафане косолапы петухи.
Я сама не косолапа. Косолапы женихи.
Мальчик. Мне не надо пуд гороха, мне б одну горошину.
Мне не надо много девок, мне б одну хорошую. Девочка. Я сижу на бочке, румяные щёчки.
Говорят, что навелась, а я такая родилась.
Мальчик. Не хвались, что ты красива, не красивее людей.
Не тобой ли на конюшне напугали лошадей?
Девочка. Не стой у ворот, не маши картузиком.
Всё равно гулять не буду с таким карапузиком!
Мальчик. Запрягайте кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.
Повезу свою подружку всей деревне на показ.
Девочка. Петька храбростью хвалился, на заборе песни пел.
А за доски зацепился и до зорьки провисел!
Мальчик. Долго злиться не годиться молодцу удалому.
Полно, девки, вам сердиться! Подходи по-старому!
Вместе. У частушек есть начало, у частушек есть конец!
Кто частушки наши слушал, прямо скажем, молодец!
Хоровод «Масленка»
1. А нас масленка подманула. Ой! Подманула, люли, подманула (дети идут по кругу против часовой стрелки).
2. Горьку редечку подложила. Ой! Подложила, люли, подложила (ходьба по кругу по часовой стрелки).
3. Ой, ты масленка, кукашейка! Ой! Проводим тебя, люли, хорошенько (дети сужают и расширяют круг)
4. Ой, ты масленка, подгургузка! Ой! Проводим тебя, люли, станет грустно! (дети переплетают руки и начинают ходьбу по кругу против часовой стрелки)
5. Ой, ты масленка, поерзовка! Ой! Проводим тебя, люля, ой, плутовка! (дети продолжают идти припадающим шагом по часовой стрелки, руки сободны)
6. А нас масленка подманула. Ой! Подманула, люли, подманула (дети спокойным шагом расходятся на свои места) Игра «Костромушка»
Дети идут припадающим шагом по кругу около Костромушки, которая сидит на лоскутном одеяле. Поют. На окончание фразы останавливаются полукругом.
Все. Костромушка – Кострома, дома ты иль нет тебя.
Стук – бряк в ворота. Костромушка дома?
Ребёнок. Костромушка дома?
Костромушка. Дома, дома.
Ребёнок. Здорово, хозяюшка!
Костромушка. Здорово.
Ребёнок. А что делате?
Костромушка. Да вот села и сижу!
Дети. Ну, и сиди!
Снова идут по кругу. Костромушка ложится.
Все. Костромушка – Кострома, дома ты иль нет тебя.
Стук – бряк в ворота. Костромушка дома?
Ребёнок. Костромушка дома?
Костромушка. Дома, дома.
Ребёнок. Здорово, хозяюшка!
Костромушка. Здорово.
Ребёнок. А что делате?
Костромушка. Да вот легла и лежу.
Дети. Ну, и лежи!
Снова идут по кругу. Костромушка ложится и кладёт руку на голову.
Все. Костромушка – Кострома, дома ты иль нет тебя.
Стук – бряк в ворота. Костромушка дома?
Ребёнок. Костромушка дома?
Костромушка. Дома, дома.
Ребёнок. Здорово, хозяюшка!
Костромушка. Здорово.
Ребёнок. А что делате?
Костромушка. Да вот лежала, лежала да и заболела.
Дети Ну, и болей!
Снова идут по кругу. Костромушка кладёт руки крестом на грудь.
Все. Костромушка – Кострома, дома ты иль нет тебя.
Стук – бряк в ворота. Костромушка дома?
Ребёнок. Костромушка дома?
Костромушка. Дома, дома.
Ребёнок. Здорово, хозяюшка!
Костромушка. Здорово.
Ребёнок. А что делате?
Костромушка. Да вот болела, болела да и околела.
Ребёнок. А что ж разговариваешь?
Костромушка. Да по привычке!
Костромушка старается догнать детей. Дети убегают на свои стулья.
Хоровод «Я по Солнцево пройду»
Я по Солнцево (городу) пройду, гостей в избу позову (ходьба в рассыпную по залу).
Припев. Приходите гости к нам, ко горячим ко блинам – 2 раза.
Тропку торну проложу, во горенку приглашу (Топающий шаг по кругу).
Ковёр красный положу, за стол круглый посажу (сужение и расширение круга).
Под весёлую гармонь нову песню пропоём («плетёнка» по кругу).
Я по Солнцево (городу) пройду, гостей в избу позову (ходьба в рассыпную по залу).
*Припев повторяется после каждой строчки.
Бояре
Песня — игра без музыкального сопровождения.
Дети стоят в 2-х шеренгах лицом друг к другу. Мальчики и девочки отдельно в своей шеренге. Каждая строчка сопровождается движением шеренги к центру и назад по-очереди. Дети поют a capella.
Девочки. Да вы, бояре, да молодые! Да вы зачем же к нам?
Мальчики. Да вы, княгини, да молодые! Да мы невест выбирать!
Девочки. Да вы, бояре, да молодые! Да покажите жениха!
Мальчики. Да вы, княгини да молодые! Да это что ли не жених? (выталкивают низкорослого мальчика вперёд)
Девочки. Да вы, бояре, да молодые! Да он росточком маловат!
Мальчики. Да вы, княгини да молодые! Да это что ли не жених? (выталкивают высокого)
Девочки. Да вы, бояре, да молодые! Да этот больно перерос!
Мальчики. Да вы, княгини да молодые! Да это что ли не жених? (выталкивают черноволосого)
Девочки. Да вы, бояре, да молодые! Да нам чернявый не нужон!
Мальчики. Да вы, княгини да молодые! Да это что ли не жених?
Девочки. Да вы, бояре, да молодые! Да без подошвы сапоги! (показывают на ноги)
Мальчики. Да вы, княгини да молодые! Да это что ли не жених?
Девочки. Да вы, бояре, да молодые! Да этот вовсе без сапог! (машут рукой и уходят).
«Летал воробей»
Дети встают полукругом. Все роли выполняют наряженные мальчики. Выполняя имитационные движения на авансцене по кругу, они выходят со своих мест(*, а затем становятся на свои места. Одежда на них стилизирована (шапка– ушанка, посадский платок, кепка и платочек).
1. Летал, летал воробей. Летал, летал молодой
По засиню морю — 2 раза.
Видел, видел воробей. Видел, видел молодой,
Как старушки ходят — 2 раза.
Припев: *А старушки ходят так – 2 раза.
Вот они вот эдак! - 2 раза.
2. Летал, летал воробей. Летал, летал молодой
По засиню морю — 2 раза.
Видел, видел воробей. Видел, видел молодой,
Как старички ходят — 2 раза.
Припев: *А старички ходят так – 2 раза.
Вот они вот эдак! - 2 раза.
3. Летал, летал воробей. Летал, летал молодой
По засиню морю — 2 раза.
Видел, видел воробей. Видел, видел молодой,
Как молодцы ходят — 2 раза.
Припев: *А молодцы ходят так – 2 раза.
Вот они вот эдак! - 2 раза.
4. Летал, летал воробей. Летал, летал молодой
По засиню морю — 2 раза.
Видел, видел воробей. Видел, видел молодой,
Как девицы ходят — 2 раза.
Припев: *А девицы ходят так – 2 раза.
Вот они вот эдак! - 2 раза
Концовка. Летал, летал воробей.
Летал, летал молодой по засиню морю.
Игра «Яшка» На середину зала ставится стул. На первую часть запева важно выходит мальчик и гордо садится на стул. На вторую часть запева рассматривает всех присутствующих в зале.
Дети поют: 1) Садился наш Яшенька на дубовый стульчик. Ладо – ладо – ладо, на дубовый стульчик.
2)Выбирал наш Яшенька лучшую из лучших!
Ладо – ладо – ладо, лучшую из лучших!
Дети (говорят) : Кто сидит? Яша: Ящер! Дети: Кого ящеру надо? Яша: Девицу!
Дети: Какую? Яша: Красивую!
Дети: Как зовут? Яша называет имя девочки и выходит с ней танцевать.
Игра повторяется 2-3 раза с другими водящими.
Список литературы
1. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество. Детство. / под ред. В. Аникина – М. : Худож. лит., 1991 г.
2. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М. : Линка – пресс, 2000 г.
3. Раз, два, три, четыре, пять, мы идё м с тобой играть: Рус. дет. Игровой фольклор : кн. для учителя и учащихся / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М. : Просвещение, 1995 г.
4. Русский фольклор / сост. и примеч. В. Аникина. – М. : Худож. лит., 1985 г.
5. Русские обрядовые праздники : сценарии и сценарные материалыдля использования в школе / Сост. В. П. Филимонов; - Владимир, 1994 г.