Наталья Антипина
«Вьётся, вьётся хоровод». Познавательно-коммуникативная образовательная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
[/b] прививать любовь к русскому народному фольклору; знакомить с докучными сказками; упражнять в сознательном использовании средств выразительности речи; пробуждать интерес к истокам русской культуры.
Предварительная работа:
[/b] рассматривать иллюстрации; чтение и рассказывание сказок и потешек, пословиц, слушание и пение колыбельных; изготовление птичек из бумаги.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
[/b] лавки, домик, заборчик, колодец, люлька, народные костюмы, короб с товарами (муляжи сельди, пирожков, кедровые орешки в туеске, картины к сказкам.
Ход занятия
В зал вбегают два скомороха.
1 й: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись народ!
2й: Вас много интересного ждет
Много песен, много шуток
И веселых прибауток!
В зал входят дети, взявшись за руки под музыку «Бежит ручей». Двое детей делают «воротики», дети проходят в них «змейкой», после по кругу и садятся на скамейки.
Воспитатель: Ребятишки, сядем рядком
Да поговорим ладком.
Воспитатель:
«Дорогие гости, мы рады приветствовать Вас!»
Ребенок: Нынче посиделки в саду у нас,
Что умеем, то покажем,
А что знаем, про то расскажем.
Воспитатель:
А говорить мы сегодня будем о народном творчестве-фольклоре. Много веселых потешек, песенок, сказок, мудрых пословиц сочинил русский народ. Простые люди тогда не умели ни писать, ни читать. Но их сказки, колыбельные, пословицы, поговорки не пропали. Они бережно и с любовью передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Какие то вы уже слышали, какие то знаете. Вот сегодня мы вспомним, что знаем, попоем, поиграем, попляшем.
Себе для веселья,
Гостям на радость!
Звучит колыбельная песенка.
Воспитатель: Дети, что сейчас прозвучало?
Дети: Колыбельная песенка.
Воспитатель:
А что такое колыбельная песенка?
Дети: «С первых дней жизни мамы забавляют своих малышей песенками, чтобы им было интересно поиграть, умываться кушать, засыпать».
«Слова в песенках нежные, ласковые. А чтобы ребенок быстрее засыпал, мама пела ему колыбельную песенку и укачивала его, слова колыбельной, оберегали ребенка, желали ему благополучия».
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, А кто из вас знает такие песенки? Вот наша Маша маленькая, не хочет спать, капризничает. Давайте, девочки, уложим ее спать и споем ей колыбельную песенку.
Две девочки качают маленькую люльку с куклой и поют «Гуленьки- гуленьки».
Воспитатель:
А еще когда мамы причесывали дочкам волосы, умывали, они приговаривали потешки.
Девочки имитируют причесывание и умывание с куклами, и читают наизусть «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».
Воспитатель: Дети, вы любите сказки слушать?
А как отличить сказку от других произведений?
Дети: Сказка состоит из трех частей. Начало - зачин, середина - кульминация,
потом концовка.
Воспитатель:
А какими обычно словами начинаются сказки? Зачин сказки.
Дети: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве»
Кульминация: «Однажды», «В ту пору», «Мимо проходя» - они настраивают внимательно слушать.
Концовка: «В и сказке конец, а кто слушал молодец», «Стали они жить-поживать,
да добра наживать», «Я там был, мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».
Воспитатель:
Молодцы! Очень хорошо рассказали о сказке. А чему учит сказка?
Дети: Сказка учит нас добру, послушанию, любви, уважению к старшим, совершать хорошие поступки.
Воспитатель: Все правильно сказали.
Выбегают скоморохи:
1-й: Уж долгонько мы сидим, Во все стороны глядим. Не пора ли нам всем встать - В шумны игры поиграть?
2й: Выходите, смелые, умные, умелые
Становитесь в круг!
Русская народная игра Горшки».
Хоровод «Зюбрики»
Викторина «Узнай сказку» «Гуси - лебеди» «Крошечка - Хаврошечка» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «По щучьему велению»
Дети называют сказку, ее главных героев, чему она учит.
Воспитатель:
Дети, кроме простых сказок, русские люди сочиняли еще и докучные, что такие сказки, которые можно рассказывать без умолку. Послушайте такую
«Жил был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочала.
Эта сказка хороша -
Начинай сначала»
Ребята, эту докучную сказку можно рассказывать по-разному: спокойно, как сплетню, причитанием, скороговоркой. Попробуем?
(Дети по желанию произносят с разной интонацией.)
Выбегают скоморохи, выходит коробейник (3 детей).
1 й: Приглашаю вас на ярмарку.
Себя показать, на народ посмотреть!
2й: Свой товар продать.
У других купить!
Коробейник: У дядюшки Якова
Товару хватит всякого!
Тары - бары, растабары,
Расторговывай товары!
1 реб. Сами мы приморские,
Сельди - океанские!
Давай - выбирай!
Покупай - забирай!
2 реб. Вот орешки!
Кедровые орешки! Вкусные, на меду,
Давай шапку, накладку!
3 реб. Кому пирожки, горячие пирожки! С пылу с жару. Гривенник за пару! Нажарила, напекла Акулина для Петра!
Коробейник: У дядюшки Якова Товару хватит всякого!
Тары, бары, растабары, Расторговал я все товары!
Песня «Где был Иванушка»
Воспитатель: А самое веселое на ярмарке - катание на каруселях. Прокатимся?
Игра «Карусели»
(Дети останавливаются полукругом).
2 детей вместе: На ярмарке побывали, Товар - то весь продали.
Скоро в поле выходить, Зиму надо проводить, А весну - то встретить!
Закличка: А у нас ясно солнышко припекло И повсюду золото разлило, Ручейки на улице все журчат, Журавли курлычут и летят. Расцвели подснежники,
да во леске Скоро всей землюшке быть в венке.
Ребенок: Иди, весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок, Овсяной, снопок. Большой урожай.
В наш богатый край!
Все: Здоровья и добра тому.
Птичка наша в чьём дому!
Дети проходят к птичкам бумажным у стены и дарят гостям!
Под музыку «Бежит ручей» выходят из зала.