Вера Данилова
Проект «В стране тактильных ощущений»
Проект
Замечательная фраза «Книга – источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку, и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова. Незрячие дети – особенные дети. По мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым последствиям. Могут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи. Среди маленьких и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для детей дошкольного возраста. Поэтому для детей младшего дошкольного возраста должны находиться детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги. В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению, и она становится для него «своей» книгой. Участники проекта : дети раннего возраста и вторые младшие группы, родители младших групп, воспитатели Данилова В. В., Возраст детей: 3-4 года Продолжительность проекта : краткосрочный Вид проекта : информационно-творческий Сроки реализации: 02 ноября 2018 по 09 ноября 2018 Актуальность: Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Необходимо с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы. Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями. Цель: Применение в работе с детьми нарушением зрения тактильной книги и тактильных дощечек для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики, а так же вовлечение в работу по созданию пособий родителей. Задачи: • Расширять представления детей об окружающем мире. • Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь. • Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). • Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. • Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов. • Обогатить словарь детей новыми словами. • Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обследование поверхностей с различной текстурой). • Воспитывать познавательный интерес, усидчивость. Ожидаемые результаты: 1. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы. 2. Формирование у детей знаний о внешних свойствах предметов: цвет, форма, величина). 3. Познакомить со способами действия с предметами (погладить, надавить, пощупать). 4. У детей пополнится словарный запас. 5. Дети знают правила культурного обращения с книгой 6. Понимание родителями важности своего участия в сенсорном развитии детей.
Публикация «Проект „В стране тактильных ощущений“» размещена в разделах
Этап реализации проекта
План мероприятий вторая младшая группа
02.11. 18 - Беседа: «Что такое книга? Как нужно ухаживать за книгами?». Цель: Закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность. Воспитывать любовь, интерес к книге. - Анкетирование родителей «Книга в вашем доме». Цель: Выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы. -НОД (аппликация) «Ежик». Привлекать ребят к работе с бросовым материалом. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Цель: Воспитывать аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделки 05.11.18 -Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет» Цель: Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения. -Дидактические игры: «Собери мячи в ведерко», «Подбери предметы похожие по цвету», «Домино», «Занимательная коробочка», «Пирамидка», «Украсим елочку». Цель: Закреплять у детей умения группировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Помогает развивать мелкую моторику. Обогащает чувственный опыт ребёнка. -Чтение сказок: Л. Н Толстой «Три медведя», К. Д Ушинский «Сказки», Цель: Воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно. Сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию соблюдений элементарны правил послушания. Развивать целостное восприятие: узнавать сказку по иллюстрации. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя-НОД (лепка) : «Пусть всегда будет солнце». Цель: Учить скатывать из пластилина «шарик», сплющивать его, дополнять работу деталями из трубочек для коктейля; учить детей наблюдать за солнцем и за настроением людей в солнечный день; обобщить знания детей об осени, её характерных признаках; подвести детей к мысли о радости и пользе солнечного света; совершенствовать умения отвечать на вопросы; обращать внимание детей на изображение солнышка художниками при иллюстрировании книг; совершенствовать приёмы лепки, развивать мелкую моторику пальцев рук; 06.11.18 -НОД «Какие бывают книги». Цель: Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг. Закреплять правила культурного обращения с книгами. -Сюжетно-ролевые игры: «В библиотеке». Цель: Закрепить правила поведения в общественном месте, воспитывать бережное отношение к книгам, воспитывать отзывчивость и уважение к труду библиотекаря. -Дидактические игры: «Угадай предмет», «Чудесный мешочек» «Четвертый лишний», «Узнай форму», «Разложим мишкам мисочки». Цель: Учиться обследовать форму предмета рукой. Учиться ориентироваться в форме предметов без участия зрительного анализатора. -Рассматривание книжек самоделки: Колобок, Репка, Загадки и отгадки, Про Машу. Цель: Развивать целостное восприятие, учить обследовать изображение с помощью осязания. Познакомить с материалами, из которых сделаны изображения. Развивать мелкую моторику рук. 07.11. 18 - Дидактические игры: «Сенсорные дорожки», «Шнуровка», «Завяжем куклам банты», «Липучки», «Пуговицы». Цель: Развивать мелкую моторику рук. -НОД «В царстве царя -Разноцвета». Цель: Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету; -Консультация для родителей «Этапы создания тактильной книги». Цель: Познакомить родителей с технологической последовательностью изготовления тактильных книг. 08.11.18 -НОД (Лепка) «Зернышки для петушка». Цель: Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом. -Памятка для родителей «Основные требования к тактильной книге» Цель: Познакомить родителей с требованиями необходимых при создание тактильной книги. -Дидактические игры «Разложи по величине», «Мозаика», «Пуговицы», «Найди лишний предмет», «Большой - маленький», «Что в мешочке?», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Самая длинная, самая короткая», «Дальше, ближе», «Собери». Цель: Закрепить представления о форме, цвете, размере. Развивать зрительное чувство. Развитие слухового внимания. Учить соотносить предметы между собой, сравнивать их. Знакомить с величиной. Развитие тактильных ощущений. 09.11.18 -Круглый стол для родителей «Тактильная книга». Цель: Научить родителей, как самостоятельно изготовить книгу - пособия для развития тактильных ощущений у детей младшей группы. -Оформление выставки «Тактильные книги». Цель: Привлечь родителей к творчеству. Обеспечить детям свободный доступ к тактильным книгам, для рассматривания иллюстраций, обследования изображений. Активизация родителей к совместной с педагогом в работе по развитию сенсорных эталонов.
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; 2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 2005. 3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение. 4.https://www.tagillib.ru/bibliofeels_club/club_program/a_special_children_special_books/. Особенности тактильных рукодельных изданий и необходимые условия для их создания.