Татьяна Каргина
«В мире насекомых». Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: закрепление математических знаний и умений посредством игры.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- закрепить и обогатить знания детей о насекомых;
- закрепить умение решать простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить пространственные представления : середина, верхний левый, верхний правый, нижний левый, правый нижний углы;
- закрепить умение составлять целое из частей;
- закрепить умение проходить лабиринт, используя словесные инструкции воспитателя;
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
Публикация «„В мире насекомых“, Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по математике, ФЭМП
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- развивать внимание, логическое мышление, смекалку, зрительную память, воображение;
- закрепить умение использовать в речи предлоги: в, над, под, между; слова: слева, справа:
- упражнять в различении количественного и порядкового счёта, закрепить умение отвечать на вопросы: сколько? На каком по счёту месте?
- закрепить умение сравнивать предметы по величине и использовать в речи определения: самый большой, поменьше, самый маленький;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её;
- воспитывать бережное отношение к природе.
ИНТЕГРАЦИЯ:
- Познание;
- Коммуникация;
- Здоровье;
- Социализация.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- чтение книг о насекомых, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке за насекомыми, решение логических задач, изготовление насекомых из природного и бросового материала для оформления уголка природы, проведение НООД по аппликации, лепке, конструированию из бумаги на тему о насекомых, подбор иллюстраций по теме, изготовление Красной книги по Ульяновской области об исчезающих животных.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁ МЫ:
Игровой: использование сюрпризных моментов.
Наглядный: использование иллюстраций, схем.
Словесный: напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, загадки.
МАТЕРИАЛ : разрезные картинки, «Волшебная коробочка», картинка с наложением, демонстрационный материал, счётный материал, лабиринт, клубочки ниток, панно для плетения узоров, бабочка-заколка, игрушка- паук.
ХОД:
ВОСП. : Сегодня я не буду говорить, о ком пойдет речь на занятии. Вы сами об этом узнаете, сложив картинку из частей.
(Д/и «Сложи картинку из частей»).
ВОСП. : Кто у кого получился? Как их можно назвать одним словом?
ДЕТИ: Насекомые.
ВОСП. : Сложите эти картинки в волшебную коробочку (с двойным дном, и отдельные части картинок соединятся.
Ой, что же мы натворили? Насекомые все перепутались!
(Д/и «Сосчитай и назови») (картинка с наложением изображений).
ВОСП. : Какие насекомые здесь спрятались? (параллельно с ответами детей воспитатель выставляет на доске картинки с насекомыми).
- Сколько всего насекомых на картинке?
Дети: Девять.
ВОСП. : Но на картинке 10 изображений, кого вы не посчитали?
Дети: Паука, он – не относится к насекомым. У насекомых шесть лапок, а у паука – восемь.
ВОСП. : - Кто находится в середине?
- Кто над?
- Кто под?
- Кто между… и?
- Кто слева?
- Кто справа?
(Д/и «На каком по счёту месте?»)
- На каком по счёту месте стоит?
ВОСП. : Молодцы! С этими заданиями вы справились!
А теперь скажите мне, пожалуйста:
- Чего больше : бабочек или крыльев?
- Чего меньше : жуков или лапок?
(Д/и «Логические задачи»).
ВОСП. : А теперь поиграем в игру с мячом.
(Д/и «Про кого можно сказать: один, одна?»
ДЕТИ: Один: кузнечик, шмель, скорпион, таракан, сверчок, тарантул…
Одна: пчела, муха, оса, божья коровка, стрекоза…
ВОСП. : А теперь решим задачи. Слушайте внимательно :
(«Решение задач») :
«На ромашке две букашки,
А на лютике – цветок,
В колокольчике – кузнечик,
А на маке – ничего».
- Сколько всего было насекомых?
- Мы насекомых будем складывать или отнимать?
- Как запишем решение задачи?
ДЕТИ: 2+1+1+1= 5
ВОСП. : «В сад девять пчёлок прилетело.
Одна из них на клумбу села.
Все остальные через сад
К себе на пасеку спешат.
Так сколько ж пчёл летит из сада?
Нам сосчитать тех пчёлок надо».
-Мы пчёлок прибавляли или отнимали? Как запишем решение задачи?
ДЕТИ: 9 – 1 = 8
ВОСП. : Поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот».
(Д/и «Скажи наоборот»).
- Тонкий
- Тяжёлый
- Узкий
- Короткий
ВОСП. : А теперь выполним задания за столами. Приготовьте цветные полянки (картон)
(Д/и «Разложи насекомых»).
-Положите жёлтую бабочку – в левый верхний угол.
- Стрекозу – в середину.
- Синюю бабочку – в правый нижний угол.
- Какой линией их всех можно соединить?
ДЕТИ: Прямой линией.
- Зелёную бабочку – в правый верхний угол.
- Какое место осталось для божьей коровки?
ДЕТИ: Левый нижний угол.
Детям раздаются значки-липучки с изображением насекомых.
ФИЗМИНУТКА «САМЫЙ ЛОВКИЙ» («ЛИШНИЙ СТУЛЬЧИК»).
ВОСП. : Ребята, вы заметили, что у меня новое появилось?
ДЕТИ: Заколка – бабочка.
ВОСП. : Молодцы! Вы очень внимательные и наблюдательные.
Поиграем в игру «Кого не стало?»
(Д/и «Кого не стало?»).
ВОСП. : Сколько насекомых у нас осталось?
ДЕТИ: Три (стрекоза, пчела, комар).
ВОСП. : Кто в жизни из этих насекомых самый большой? Кто поменьше? Кто самый маленький?
(Д/и «Расставь насекомых по размеру»).
ВОСП. : С утра светило солнышко, звенела капель. Давайте покажем, как звенела капель.
(Пальчиковая игра «Капель»).
Ударять каждым пальцем о крышку стола, начиная с большого, на каждый слог.
«Как, кап, кап,
Звенит капель,
Наступил уже апрель».
ВОСП. : Каким пальчиком закончили упражнение?
ДЕТИ: Безымянным.
ВОСП. : Погода испортилась. Набежала туча. Видно, будет дождь. Все насекомые пропали. Исчезла и наша бабочка. Не случилась ли с ней беда?
ПОЧТАЛЬОН: Вам пришло письмо.
ВОСП. : Всё по правилам : конверт,
Наш адрес,
Номер садика стоит.
Интересно, от кого же
В нём письмо для нас лежит?
ВОСП. : Кто прочитает, что здесь написано?
ДЕТИ: «Ваша бабочка у меня».
ВОСП. : А вот и зашифрованный обратный адрес.
(Д/и «Лабиринт»).
ВОСП. : У кого же наша бабочка?
ДЕТИ: У паука.
ВОСП. : Где в нашей группе живёт паук?
Что же нам делать? Как освободить бабочку?
ДЕТИ: предложения.
ВОСП. : Освободив бабочку, мы разрушим сети паука. А ведь паук ловит в них и вредных насекомых.
Давайте смотаем в клубочки нити для новых паутин и подарим пауку (6 человек).
(Пальчиковая игра «Смотай клубочек»).
ВОСП. : А остальные дети сплетут новые паутинки на наших дощечках.
(Упражнение на развитие мелкой моторики «Сплети узор»).
ВОСП. : Подарки вручены пауку. Бабочка освобождена.
А теперь выходите на лужок. Немного отдохнём.
(Звучит музыка «Вивальди над морем»).
Упражнение на релаксацию и развитие воображения :
«Порхание бабочки».
Дети лежат на индивидуальных ковриках на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и свободно. Представьте, что вы находитесь на лугу в прекрасный тёплый день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями её крыльев. Их движения лёгкие и плавные. Теперь пусть каждый представит, что он – бабочка, что у вас крылья, лёгкие и плавные.
Теперь найдите глазами на лугу самый красивый цветок и начинайте приближаться к нему. Вы уже чувствуете аромат этого цветка. Медленно и плавно садитесь на середину цветка. Ещё раз вдохните его аромат… и откройте глаза».
ВОСП. : Нам пора заканчивать наше путешествие в мир насекомых. Вы снова дети в нашем детском саду.