Людмила Коледина
«Уроки казачьего мастерства» Конспект занятия по краеведению «И сходили казаки в поход»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по Краеведению в подготовительной группе.
Образовательная область: познавательная область.
Образовательная деятельность: ознакомление с окружающим миром.
Тема: «И сходили казаки в поход».
Цель: 1) Продолжать формировать у детей понятие «Казачество», «Казаки».
Публикация «„Уроки казачьего мастерства“ Конспект занятия по краеведению „И сходили казаки в поход“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
2) Познакомить с обмундированием казака – походной одеждой.
3) Активизировать словарь: шинель, мундир, чирики, нагайка, винтовка, седло, сбруя.
4) Воспитывать чувства гордости за свою родину.
5) развивать интерес к истории Казачьей службы.
Материалы: иллюстрации с казачьей формой, с природой Донского края.
Ход: I.Вступительная беседа
- Как называется наш родной Край?
(Донской, Казачий)
- Какой народ здесь живет?
(Казаки)
Казаки – это вольные люди, которые живут на Дону, свободолюбивые. А чтобы жить свободно, надо уметь защищать свою Родину.
Сегодня мы узнаем, кто же были настоящими защитниками своего родного края, Родины, как ходили казаки в походы. Казаки собирались в сотни, когда надо было идти в поход, находились в постоянной боевой готовности.
Казачья сотня – полк проходил смотр оружия, коней и боевой выучки, после чего командир отпускал казаков домой проститься с близкими. А потом назначал место сбора службы.
Командира полка ценили за ум, личное мужество, знания. Пахлавой для командира были слова: «Сколько у родителей в станицах казаков взял, столько и назад привёл».
Командира полка выбирал атаман станицы, им указывалось день и место сбора полка. По первому требованию казаки обязаны были явиться на коне, с оружием, одетыми по форме. Военная форма была обязательной, её любили казаки, ходили в ней в церковь, одевали рубахи и простые шаровары, когда выполняли тяжелую работу. Военная форма состояла из гимнастёрки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи и пояса.
Длинный мундир тёмно-синего цвета с разрезам для того, чтобы легко было садиться в седло. На воротнике и обшлагах рукавов вшивалась красная окантовка. Тёмно-синие шаровары отделывались красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастёрку защитного цвета. Казачья фуражка, сочетала тёмно-синий цвет, красный околыш и чёрный козырек. Носилась набекрень в правую сторону, а слева из-под неё выпускали казачий чуб. Зимой казаки носили папахи и башлыки серовато-зелёного цвета.
Башлык – тёплый головной убор с длинными концами.
На форме казака красовались погоны с алой выпушкой с номерным знаком полка. Обувь – высокие сапоги из мягкой кожи.
В бою и на службе казак не обходился без снаряжения и оружия это шашка – символ полноправия казака, передавалась от деда внуку, шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой.
Винтовка, ремень поясной, нагайка, пике – этим умело владели казаки. В бою оберегали друг друга, воевали рядом со своими станичниками.
Физминутка «Богатырская сила».
II Символ воинского объединения, святыня, за которую казак не щадил своей жизни – знамя. Полковой казачий флаг имел квадратную форму и цвет природного сукна, нашивалась полоска на флаг крестом по диагонали, в центре флага с обеих сторон – номер полка, как на погонах.
А какой же казак без коня?
Вспомните народную поговорку:
«Казак без коня, что солдат без оружия».
На коне казак ездил на войну, конь спасал в бою казака от смерти. Снаряжал казак коня, одевал ему седло, сбрую, да и на время похода вешал вьюнок - кожаную сумку, куда входили такие предметы:
- рубаха, и исподние брюки, портянки, шаровары, теплушка, платяная щётка, котелок, ложка, саква с сухарями, солью, с крупою, чаем, сахаром, повязка раненым, полотенце, мыло, сумка с мелочью (ножницы, гребень, складной ножик, иголки, нитки, вторая обувь, предметы для чистки винтовки, боевые патроны, 2 подковы, 16 гвоздей, сетка для сена.
Дидактическая игра: «Собери казака в поход».
Вот и собрали казака на службу. Проводы казака проходили на хуторе, в станице 2-3 дня. Они были многолюдными, в доме старшие сидели на лавках, молодёжь стояла. В углу под образами стоял стол, за ним сидели дед, сваты. Мать крестила, обнимала сына:
«Дай, Господь в светлый час!» Служивый становился на колени, отец благословлял его иконой: «На подвиг ратный, на подвиг, чтимый, на подвиг деда и отца». Давали наказ: «Не гордись казачеством, будь добр и открыт всем, по тебе судят о народе твоём, храни достоинство, но не гордись, служи честно, будь законопослушен. Храбрость - не разбой. А доблесть – не жестокость, храбрые – они всегда добрые, потому что они сильнее, сразив врага, будь милостив! Иначе чем мы остановим ненависть человеческую! Соблюдай правило и обычаи твоего народа. Твоя станица станет домом твоим, отцом и матерью твоей».
Итог: - С чем мы сегодня познакомились?
- Что такое обмундирование?
- Как казаки собирались в поход?
(ответы детей)
Хочется закончить наше занятие стихотворением поэта К. Бальмонте:
Казак – нерушимая крепь,
Казак – нетупящийся меч,
Казак – правды маяк,
Казак – веры оплот,
Казак – мужества грань,
Казак – благородства дань!