Абрамова Оксана
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе «Украшение рек и озёр — выхухоль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширять представление детей о Красной книге Урюпинского района, познакомить с представителем Красной книги – выхухолем, учить узнавать и различать выхухоль по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к природе, формировать интерес к природе родного края.
Оборудование: мультимедиа, разрезные картинки меха выхухоли, загрязненного водоема, вырубленного леса, человека с рыболовной сетью.
Словарь: выхухоль, хохуля, мускус, подводно-подземный.
Публикация «Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе „Украшение рек и озёр — выхухоль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Ход занятия.
1. Воспитатель: - Ребята, мы продолжаем наше путешествие по страницам Красной книги. – Давайте вспомним, что такое Красная книга и почему её создали? (Ответы детей). - Итак, Красная книга – это книга, куда занесены редкие животные и растения, Красная книга – это сигнал всем людям, о том, что природа в опасности, что её нужно беречь!
2. Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним удивительным зверьком, который занесен в Красную книгу нашего Урюпинского района. Это русская выхухоль. В народе его ласково прозвали хохуля. Это одно из самых древних животных нашей планеты и наш долг оберегать его. Слайд 1.
А что в нем удивительного и необычного вы узнаете, послушав мой рассказ.
Выхухоль – это маленький водоплавающий зверек, величиной с небольшую крысу. На голове у него хоботок с голым пятачком. Тело выхухоли покрыто красивым прочным, густым бархатистым мехом. Мех смазан жиром и не намокает в воде. Это очень важно – зимой зверек тоже плавает. Шерсть полностью пропитана специальным веществом – мускусом. Это вещество привлекает к себе насекомых, червей и моллюсков – основной корм этих животных. Однако выхухоль не отказывается и от растений, особенно в зимнее время, зверёк любит корневища кубышки, стебли рогоза, тростника, кувшинки. Шерстяной покров выхухоли обладает очень интересной особенностью – в толще его меха всегда остается воздушная прослойка. Там водится особый вид мелких жучков. Окраска спинки серовато- коричневая или тёмно-коричневая, брюшка – серебристо-серая или серебристо-белая. Хвост длинный, уплощённый с боков, покрыт тёмно-бурой кожей с чешуйками и редкими жесткими волосами. Лапки довольно короткие, задние стопы шире и крупнее передних. Пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой. Когти хорошо развиты, длинные. Слайд 2.
- Как вы думаете, для чего выхухолю нужен такой хвост и лапки?
Глазки у выхухоли маленькие, они почти не видят. Вместо ушек – ушные щели, но слух хороший. При погружении в воду ушные щели закрываются, а на носовых отверстиях плотно замыкаются специальные клапаны. Слайд 3.
Выхухоль – очень осторожный зверек, он ведет скрытный подводно-подземный образ жизни. – Давайте вместе подумаем, что значит подводно-подземный?
В нашем районе мы можем встретить выхухоля в водоемах рек Хопер и Бузулук – в тихих заводях и озерах. Домиком для зверька являются норки, которые он устраивает на берегу водоемов, под корнями деревьев. Выход норки находится под водой. Слайд 3.
3. Физкультминутка.
4. Итак, мы познакомились со зверьком с необычным названием – выхухоль.
И сейчас мы должны ответить на главный вопрос – почему зверька занесли в Красную книгу, почему это животное стало редким? Что ценного для человека было в выхухоле?
Игра «Разрезные картинки».
Теперь вы знаете, почему гибнет выхухоль. Так давайте же вместе с вами, опираясь на собранные картинки сформулируем правила охраны этого животного. (Не загрязнять водоемы, прекратить вырубку лесов, запретить ловлю рыбы в местах обитания выхухоля).
5. Ребята, может быть кто-то из вас хочет что-нибудь пожелать выхухолю или задать какой-нибудь вопрос? Я запишу ваши послания, мы положим их в конверт и отправим зверьку. Я думаю, он будет очень рад такому вниманию! И обязательно пришлет вам ответные письма.
Итог занятия.
- С каким необычным животным мы сегодня познакомились? Что вы узнали о нем?
- Как мы можем его ласково назвать?
- Почему выхухоль занесли в Красную книгу?
- Как мы можем сохранить это животное?
- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
Список литературы.
1. Красная книга Урюпинского района. Составитель Царькова Т. И.
2. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. – М., 2000.
3. Рыжова Н. А. «Напиши письмо сове». Экологический проект. Для детских садов и начальной школы Издательство: Карапуз-Дидактика, 2007 г.
4. Кавтарадзе, Д. Н. Природа от охраны – к заботе? / Д. Н. Кавтарадзе // Знание – сила. 1990. №3. С. 12.
5. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения на природе. / Л. М. Хафизова// Начальная школа. – 2000, №4.