Надежда Григорчук
Конспект НОД «Удивительный мир пернатых»
▼ Скачать
ГКУ РС (Я) «Кобяйский УСЗНиТ при МТ и СР РС (Якутия)»
отделение социальной помощи семье и детям.
Разработка занятия
«Удивительный мир пернатых»
Разработчик:
педагог Григорчук Надежда Владимировна
п. Сангар
Цели и задачи:
- воспитывать у детей интерес к окружающему, заботливое отношение к птицам и животному миру;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятия, обращать внимание на цветовые сочетания, передавать пропорциональное соотношения, отображать их в рисунке, уметь располагать сюжет на всем листе бумаги.
Оформление и оборудование:
Публикация «Конспект НОД „Удивительный мир пернатых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Магнитофон, аудио запись «Голоса птиц», фотографии птиц, иллюстрации птиц.
Листы бумаги, акварельные краски, кисти, палитра, небольшой кусок ткани х/б, баночки с водой.
Ход занятия.
Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? это …. (птицы)
- Значит, наше занятие будет посвящено птицам. Ребята каких птиц вы знаете и можете назвать?
- А задумывались ли вы над тем, почему птиц так называют (ласточка. Ворона, снегирь, а не иначе) откуда взялись эти названия?
На земле обитают более восьми тысяч видов птиц, а на территории нашей страны более семисот видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием, и многими другими признаками.
/ педагог демонстрирует на доске иллюстрации птиц: кукушки, чибис, щегол, зеленушки, поползень, горихвостки, рябчика, зяблика, клест, камышевки, иволги, мухоловки. /
Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда
Соседкам яйца оставляет.
И о птенцах не вспоминает (Кукушка)
- Итак, первой нам встретилась кукушка. Как, по – вашему. За что она получила своё название? /своё название кукушка получила за то, что она кукует. Она сама подсказала людям, как её назвать.
/свое название кукушка получила за то, что она кукует. Она сама подсказала людям, как её назвать/
Оперение кукушек серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.
Кукушки – полезные птицы. Они питаются только насекомыми. Но главная заслуга их в том, что они поедают таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» как называется эта птица?
/Это чибис. Он тоже получил название по голосу. /
Писатель – натуралист Александр Сергеевич Барков из своих наблюдений о чибисах пишет так: «Я вышел за околицу деревни, прислушался. Вдали над серыми кочковатым лугом кружили и как бы играли в небе чибисы. Песня у них протяжная и немного грустная: «Чьи вы? Чьи вы?» один чибис отлетел в сторону, сел на дорогу и зашагал по талой воде. Ну и красавец же он.
«На голове черный хохолок. Чибис то поднимает его, то складывает будто веер. Спина у него темная. На белых щеках черные усы. Грудь белоснежная, а на шее, словно черная салфетка подвязана».
Чибисы прилетают в наши края в конце марта – начале апреля, а улетают от нас в теплые края в августе, когда на деревьях загорятся первые желтые листья.
Чибисы очищают поля и луга от вредителей – жуков, улиток, слизняков. За это их зовут ещё луговыми - санитарами.
Внешний вид птицы (цвет оперения, необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так были названы некоторые птицы.
«Снежинка растаяла, капелькой стала. Капля за каплей – ручеёк побежал. Ручеёк к ручейку – и вся зима скатилась в реки, пруды, озера. И на деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток вдруг зелёный листик появился. Да не обычный. С ветки на ветку прыгает. С дерева на дерево перелетает. И во весь голос поёт. Конечно, это не листик, а птица».
А зовут эту птичку зеленушка. Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Перышки у нее зеленоватые – как первые свежие листики на дереве. За это и прозвали её зеленушкой.
Зеленушка поет у всех на виду. Песня её чем-то похожа на звон колокольчиков. А гнездышко строит в густой кроне дерева поближе к стволу. Это, наверное, для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появится птенцы.
Ребята, а это что за птица с пестрым, ярким оперением? (Щегол)
Да, поглядишь на щегла и невольно удивишься : до чего же красиво нарядила его природа!
Пёрышки на щеках белые, на лбу красные, на затылке черные. Спинка у птицы коричневая, крылья черно-желто-белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, то есть пестрый, яркий, нарядный. Отсюда и название – щегол.
Ребята, смотрите, смотрите! Что это такое? Кругом светлым – светло, а на зеленом дереве огонек вспыхнул (иллюстрация горихвостки).
Да нет, это не огонек. Это ярко – красный хвостик птички горихвостки блеснул. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у нее красного цвета, всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом.
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
(«Горихвостка» Е. Ильин.)
Ребята скажите, что это за птица? (иллюстрация рябчика)
– Почему его так назвали? Рябчик – значит рябой. Такая рябая окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот послушайте, что пишет писатель – натуралист, большой любитель природы Виталий Валентинович Бианки о рябчике.
«У него перо – невидимка, самого защитного цвета в лесу – пестрого. Всё в серых, да черных, да рыжих рябчинках. В лесу – то ведь всё кругом в глазах так и пестреет».
«Рябчик умеет так спрятаться и затаится в лесу, что в двух шагах пройдешь не заметишь. Отсюда и пошло его название – рябчик, рябой».
Кормятся рябчики семенами деревьев, ягодами на болоте. Живут они по берегам рек, вблизи лесных родников. Птицы любят места, где они родились, и не покидают их.
Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой и скажите, о какой птичке в нем говорится?
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
(иллюстрация зарянки).
У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Малиновкой её прозвали за яркую малиновую грудку. Зарянкой потому, что именно на утренней и вечерней зорьках, когда солнце ещё не взошло или уже село, особенно громко слышится её звонкая щебечущая трель, как серебряные колокольчики.
Гнездуется зарянка (или малиновка) на земле, под корнями деревьяв или в кустах.
Некоторые птицы получили свое название в соответствии стем, чем они питаются.
Вот на ветке дерева или на крыше сарая сидит маленькая птичка, слегка подрагивая крылышками. Вдруг сорвалась с места, ринулась в перед, повисла на мгновение в воздухе и снова уселась на место. Прошло немного времени, все повторилось сначала. И так весь день.
А какая она нарядная! Головка, спинка и хвост у нее черные. На грудке белый фартук. На черных крыльях – белоснежные крапины. А главное, она так здорово ловит бабочек, комаров, жуков, но больше всего мух. Поэтому ученые её так и величают – мухоловка- пеструшка.
Мухоловка – птичка небольшая, но аппетит у нее отличный. Мала птаха а пользу нашей природе приносит великую.
Скажите, может ли послужить основой для названия птицы место, где они живут.
– Каких птиц вы можете назвать, которые названы по месту жительства? (камышовка).
Имя птицы может зависеть и от её характера.
«Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие, звуки, что хоть уши затыкай, – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого «музыканта».
Однако разглядеть не легко: этот «музыкант» всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва и улетают всегда раньше, пока листья не опали.
Но когда познакомишься с певцом, то поймёшь, почему нужна густая листва. Уж очень у листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистая грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черный. Это иволга (иллюстрация).
Слово «иволга» а переводе на русский язык означает «неясный характер». Из-за своего «неясного характера» она может издавать и красивые и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут «лесной флейтой» и «лесной кошкой».
Иволга – одна из самых красивых пицц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.
Важным для выбора птичьего имени может оказаться и время года.
Посмотрите на эту птичку, какое она имеет название? (Зяблик)
Странное у этой птицы имя – зяблик. По названию, похоже, что птица боится холода, всё время зябнет. А на самом деле наоборот.
Прилетает зяблик ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное «зябкое», как говорят в народе время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в «зяблое» время и назвали её зябликом.
Окраска у зяблика яркая: грудка красноватая, клюв и шапочка голубые, спинка коричневая, а к хвосту зеленоватая, на крыльях белые пятна. Кормится зяблик на земле разными семенами, а гнезда строит на дереве.
Таким образом, название птиц появилось не случайно. Давайте вспомнимте признаки, которые послужили основой для названия птиц, о которых сегодня мы с вами говорили.
1. Для кукушки и чибиса? (их голос, песня)
2. Для зеленушки, щегла, горихвостки, рябчика, зарянки? (цвет их оперения. Зарянка – её голос)
3. Для мухоловки? (питание)
4. Для камышовки? (место жительства)
5. Для иволги? (характер)
6. Для зяблика? (время года)
Итак, все названия птиц произошли в зависимости от какого-то определенного признака, присущего только лично той или иной птице.
В конце занятия педагог предлагает нарисовать тех птиц о которых говорили мы с вами на занятии (о их местах обитаниях присуще только той или иной птице).
Все работы по завершению оформляются в книгу о птицах. Делается обложка, на каждом рисунке пишется название птицы.
Список используемой литературы:
1. Изобразительное искусство в начальной школе. (часть первая, часть вторая) В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. МОСКВА издательский дом «Дрофа» 1997 г.
2. Праздник в школе «В гармонии с природой».
3. ПедСовет (№ 7 / 1998, № 11/ 1998, № 7 /2000.)