Оксана Шнайдер
Советы родителям дошкольников «Учимся говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, как часто вы разговариваете со своим ребёнком? Вы обращаете внимание на его речь, на то как правильно он произносит звуки, проговаривает каждое слово? Вы никогда не задумывались, а понимают ли окружающие вашего малыша и как он общается с друзьями? На эти вопросы обязательно нужно обратить внимание, потому что от того, как правильно разговаривает ваш ребёнок зависит его будущее в школе, сможет ли он найти себе друзей, будет ли он чувствовать себя комфортно в обществе. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Публикация «Советы родителям дошкольников „Учимся говорить правильно“» размещена в разделах
Если вы заметили у ребёнка дефект речи, необходимо помочь его исправить. Не надо думать, что пройдёт само собой, когда ребёнок вырастет. Для преодоления трудностей в речи необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь, а ненавязчиво исправлять неправильное произношение.
В помощь родителям предлагаю проводить с ребёнком артикуляционную гимнастику для язычка. Мы тренируем мышцы рук и ног, но язык - это главная мышца органов речи. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения при звукопроизношении. Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом исправить уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык. У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Сказка «Весёлый язычок»
Язык широкий положи
И спокойно удержи.
(упр. «Блинчик» : Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти.)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(упр «Иголочка» : «Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык)
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(упр. «Заборчик» : губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.)
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Её бока к зубам прижмем.
(упр. «Чашечка» : Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, не касаются зубов.)
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела -
И снова за дело.
(упр. «Лошадка» : Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.)
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(упр. «Киска сердится» : Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(упр. «Грибок» : Рот открыт. Язык присосать к нёбу.)
На качелях я качаюсь,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всех выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.
(упр. «Качели» : Улыбнуться, открыть широко рот. На счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.)
Правильное произношение звуков, богатый словарный запас и грамматически верная, хорошо развитая связная речь являются одним из основных показателей успешного обучения в школе. Желаю успехов вам и вашим детям!