Татьяна Обухова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие могут подумать: «Какое трудовое воспитание? Если ребенок только недавно ходить начал, еще во многом не разбирается». На самом деле это не так. Если действия ребенка еще не совершенны, то мозг развивается стремительно.
И если вы внимательны, то отметите, что как только кто-то из близкого окружения начинает заниматься делом, ребенок уже рядом. Он наблюдает.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
1. Это первый прием трудового воспитания – наблюдение. Наблюдая за тем, как действует взрослый, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ним и тем самым учится новому навыку.
Наблюдение за трудом близких развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь.
Говорите с ребенком о своем труде, труде близких людей, о том, что для достижения цели нужно стараться и прилагать усилия.
Если малыш предлагает помощь или включается в работу, будьте терпеливы. Не обрубайте его стремления на корню жестким отказом. Попробуйте найти в своей домашней работе то, что ему будет под силу.
Например, Вы режете салат, а ребенок подает овощи. Папа чинит что-то, а малыш подает инструмент.
Можно также использовать прием поручений, т. е. попросить ребенка что-то принести или отнести, переложить на другое место.
2. С наблюдением тесно связан показ. Этот приём следует использовать постоянно, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Например, перед мытьём рук Вы закатываете рукава собственной одежды, а потом помогаете это сделать малышу. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, все это делайте так, чтобы ребенку было хорошо видно и понятно, что следует делать и в какой последовательности.
3. Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если мы сейчас сложим игрушки на место, у нас будет порядок. Мы легко сможем их найти в тех коробках, куда положим».
Разговаривайте с ребенком как с равным, называйте названия предметов, что с ними можно делать, для чего сейчас вы вместе этим заняты. Может какие-то вещи ребенку сложно сказать или понять, но поверьте, мозг малыша фиксирует все, и ваш ребенок будет не только Вашим помощником, но и очень развитым.
Если вы вместе были заняты делом, обратите внимание малыша на то, сколько сил он потратил на выполнение определенного дела, устал ли он. Ребенок должен понимать, что от труда человек устает и нужно уважать его труд.
Например, вы вместе собирали яблоки. Спросите у малыша: «Ты устал? И я тоже. Вот видишь, как мы долго трудились, зато набрали полное ведро яблок. Теперь будет из чего делать яблочный сок».
Если вы пошли с ребенком куда-то не оставляйте без внимания труд окружающих людей, у ребенка будет закладываться уважение к труду других людей, он будет его ценить.
Мотивация
Часто мы с вами сталкивается с нежеланием ребенка трудиться, особенно при самообслуживании. И почти всегда мы сами в это виноваты, потому что когда-то спешили и не хотели ждать, когда ребенок наденет шапку, нам быстрее одеть ее самим.
Первое, и главное, запастись терпением. Если ребенок пытается надеть на себя что-то, дайте ему такую возможность, стойте рядом и наблюдайте, периодически предлагая свою помощь. Если малыш сдается и просит вас помочь, расскажите и покажите, как правильно сделать. Возьмите вещь руками ребенка и, рассказывая, сделайте это вместе.
Например, ребенок одевает колготки: «Посмотри колготки нужно взять обеими руками той стороной, где одна полоска. Одну ножку просовываем в одну часть колготок, а вторая должна оказаться во второй части. Вот так. Затем колготы нужно подтянуть на гогах, встать и одеть на попу». При начальном обучении одевания колготок в своей работе я часто использую такой прием, показываю, рассказываю, а потом одеваю только одну часть колгот, а вторую предлагаю одеть самому.
И как только у ребенка что-то получилось, обязательно хвалю его. «Вот видишь, какой ты молодец, у тебя все получилось». Похвала-это одна из главных мотиваций, при трудовом обучении. Хвалите малыша за любые успехи и помощь, никогда не скупитесь на нее. Ребенок должен знать, что Вы цените его стремления, гордитесь им.
Бывает, что ребенок категоричен и не хочет, что-то делать, следует вспомнить о том, что все дети любят играть. Создайте из трудовой ситуации игру.
Например, ребенок отказывается убирать игрушки. Можно поступить следующим образом: «А где же наш камаз с большим кузовом. Давай посмотрим, сколько кубиков поместится в кузов». И начинаете складывать кубики, приглашая ребенка помочь. Чаще всего ребенок подключается, и здесь уже вы вместе в игре на машинке перевозите все игрушки на место.
Если малыш не желает включаться в игру, есть разные варианты. Например, сказать: «Наверное, если я уберу все эти игрушки, то устану и не смогу почитать тебе твою любимую книгу (или испечь твое любимое печенье)».
Так образом малыш понимает, что маме надо помочь.
Но, главное, о чем нужно помнить всегда, это то, что все дети индивидуальны, разные умения могут приходить в разное время, но стремиться обязательно надо!
Итак, мы поговорили с вами о приемах трудового воспитания (это наблюдение, показ и пояснение, сказали о важности мотивации. Теперь поговорим о том, что наши дети должны уметь к 3 году жизни.
Хозяйственно-бытовой труд для детей 2-3 лет заключается в посильной помощи взрослым в поддержании чистоты и порядка. Это, естественно, сбор и раскладка игрушек по местам после игры.
Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
• умение самостоятельно и аккуратно есть,
• правильно держать ложку,
• кушать с закрытым ртом,
• закатывать рукава перед мытьем рук,
• мыть руки (намыливать, смывать, аккуратно пользуясь водой, умывать лицо,
• пользоваться своим полотенцем,
• одеваться и раздеваться в определенной последовательности (при минимальной помощи взрослого,
• складывать одежду и ставить обувь на определенное место.
• пользоваться горшком (снимать и надевать одежду, садиться и вставать с горшка).
Все эти умения прививаются повседневно и очень важны для малыша. Если ребенок умеет пользоваться ложкой, то ему не нужно ждать, когда его покормят; если умеет одеваться – не нужно ждать, когда тебе помогут одеться на прогулку или после сна; если умеет раздеваться – он не запотеет в ожидании, когда его разденут поле прогулки.
На привитие навыков самообслуживания нам с вами следует сделать акцент в первую очередь, и мы надеемся на вашу помощь и поддержку.
И в заключение хочется сказать:
Ваш ребенок полюбит труд, если
•приобщать его к труду как можно раньше;
•трудиться вместе с ним;
•давать ему поручения;
•поручать работу с достаточной нагрузкой;
•показать общественную значимость труда.
Нельзя
•наказывать трудом;
•торопить ребенка во время трудовой деятельности;
•давать непосильные поручения;
•допускать отступления от принятых правил;
•забывать благодарить за помощь.