Анна Алешкина
Консультация «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без нее, без куклы,
Мир бы рассыпался, развалился,
И дети перестали бы походить на родителей
И народ бы рассеялся пылью по лицу земли».
А. Синявский.
Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может стать, традиционная, народная тряпичная кукла. Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы рассказать детям, какой была народная игрушка, как с ней играли, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Публикация «Консультация „Тряпичная кукла в развитии творчества детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Самой любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Ее делали по разным поводам и для разных случаев, она сопровождала ребенка с первых дней его рождения. Тряпичная кукла является особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа. Считалось, что куклы, сделанные своими руками, обладают магическими свойствами. Именно поэтому я решила обратить свое внимание на старинную тряпичную куклу. Сделанная своими руками, она имеет свой неповторимый образ, а главное – вложенную в нее часть душевного тепла. Такая игрушка является особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа.
Игра, ведущая деятельность детей дошкольного возраста, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. Часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают насколько это важно – правильно выбрать игрушку. Производство современных игрушек поставлено на «поток». Покупая их в магазинах, родители руководствуются, ценой или яркими красками. Немаловажным фактором является капризы и желания детей, формируемые рекламными роликами. Изготовление из материалов, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка.
С первых лет жизни ребенок находится, под влиянием взрослых, а также в процессе книг, общении со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности. То такие качества личности будут развиваться у ребенка, это зависит от отношения к нему окружающих, от того как они его воспитывают.
В наше время увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на телевизоре оставляет желать лучшего: появилось слишком много мультфильмов, сказок в которых есть приведения, монстры, вампиры, страшилища, ведьмы. К этому списку надо прибавить ежевечерний просмотр родителями боевиков, фильмов ужасов и компьютерные игры в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще чтение сомнительного качества, и содержания литературы, носящий разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Отсюда вывод дети стали мало играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки - матери», «Гости пришли» и т. д.). Их все чаще стали привлекать игры агрессивного характера – игра в «Монстров», в «Вампиров», в «Привидений». Часто дети заигрываются, полностью перевоплощаются в героев этих мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.
В результате такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей, повышенная агрессия, тревожность, нарушение межличностных отношений, проявление детских страхов, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка. Думая и размышляя над этим, я пришла к выводу – что помочь дошкольникам поможет русская народная кукла. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.
Еще в старину народная кукла играла большую роль :
- Она была участницей многих праздников и обрядов.
- Являлась символом добра, счастья, благополучия.
- Была оберегом.
- В игре ребенок приобщался к культуре своего народа.
Использование народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста в наше время играет также очень важную и неотъемлемую роль в воспитание детей :
- Кукла является близким другом для ребенка.
- В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять дружелюбие и милосердие.
- Дети не просто привыкают к куклам, они привязываются к ним, как к живым существам болезненно расстаются с ними.
- Сам процесс изготовление тряпичных кукол приносит радость.
- Работа с мягким и теплым материалом дает ощущение нежности и тепла.
Целью моей работы стало:
Приобщить детей к народной культуре через знакомство с русской тряпичной куклой и совместное творчество с взрослым.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1. Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
2. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
3. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
4. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
5. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
6. Приобщать и привлекать детей к трудолюбию через процесс изготовления тряпичных кукол.
Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения собранной мной информации о народной кукле и запустить анкету для родителей. Проведённый анализ анкетирования на тему «Игрушки в жизни ребёнка» показал, что дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле.
В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. И еще один момент. Учеными уже доказано, что громадные куклы, которыми «кишат» наши магазины и которые стоят больших денег, вредны для психики детей. Да и согласитесь, что может быть ближе и дороже вещи, сделанной своими руками. Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях. Но как этот процесс ознакомления сделать понятным, увлекательным и творческим? Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, не дадут стать участником событий и проявить своё творчество. Именно поэтому у нас в группе появился театр скульптурно-текстильной куклы.
Сделанные мной куклы привлекли внимание детей, и каждый ребёнок проявлял себя в умении разыгрывать сказки и сценки с использованием текстильных кукол. Более глубокое изучение истории куклы продолжилось в кружке «Тряпичная кукла». Мною был составлен перспективный план работы кружка.
Предварительная работа была посвящена освоению теоретической части - куклы из бабушкиного сундука, история тряпичной куклы и её назначение, когда появились куклы, кто и для чего создаёт их, и из чего делают традиционную народную куклу, стали осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
В процессе работы с детьми мы совместными усилиями превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые дети осмысливали. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Играли в дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Угадай о ком говорю», сюжетно – ролевая игра «Семья». Рассматривали с детьми иллюстрации с народными игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», составляли описательные рассказы, чтение и заучивание стихотворений о народной кукле. И только после этого приступали к изготовлению игрушек.
Основным этапом стала непосредственная работа по изготовлению кукол трёх видов – обереговых, обрядовых и игровых. Обереговые куклы обязательно делались безликими, они защищали дом, семью, ребенка. Служили оберегам от зла. Обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в красный угол, такие куклы делались обычно с белым лицом. Они имели ритуальное значение, их использовали во многих обрядах. Игровые куклы предназначены для игры, забавы ребенка. «Кувадка» - кукла оберег. Вывешивалась над колыбелью после крещения, оберегала ребёнка от злых духов. «Пеленашка» - оберегала от всего злого и была массажёром. «Отдарок-на подарок» - обрядовая кукла. Когда–то, ответ на подарок был одним из самых важных обычаев. Такая кукла могла пригодиться для благодарности маме за первую одежду.
Трудности изготовления кукол детьми заключались в скручивании ткани и её стягивании. Закрепить полученные знания и навыки по технике изготовления, мне помогали родители. Дети, которые не могли выполнить работу в группе уносили лоскутки домой и вместе с родителями преодолевали трудности.
Чтобы привлечь внимание детей к изготовлению тряпичной куклы мы вместе с детьми рассматривали уже готовые куклы, знакомились с их названиями, играли в народные игры, рассматривали образцы тканей, нитей, ленточек, приносили красочные лоскутки из дома. На основе народной сказки, давала понятие «оберега», знакомила с материалами, из которых изготавливают кукол и на народных традициях воспитывала чувства уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. При изготовлении кукол – «Закрутка», «Неразлучники», «Кубышка – травница», «Капустка» деятельность детей носила уже не репродуктивный характер, а творческий. Каждая семья хотела украсить куклу так, чтобы она стала самой красивой. Вот где проявилось творчество. Они подбирали цветовую гамму, использовали различную фурнитуру для украшения своей куклы.
Я предложила детям организовать в группе свой мини - музей народной куклы. Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наш музей начал пополняться «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились своими сделанными куклами. Сначала они их брали домой, играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей народной куклы увеличивался. Изготовление кукол приносило радость. Работа с мягким (теплым) материалом давала ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей. С готовыми игрушками дети играли. Это ещё одна положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка : девочки перестали носить в группу таких кукол как «Винкс», «Братс», «Барби» заменяя их сделанной своими руками, что очень радовало.
Чтобы процесс изготовления куклы проходил более наглядно, мною был подобран материал и оформлен в виде презентаций в PowerPoint. А в свободной деятельности для того, чтобы дети могли ещё раз сделать наиболее понравившуюся им куклу самостоятельно, была составлена картотека по этапам изготовления каждой куклы в отдельности.
Как приятно было видеть положительные результаты проделанной работы, когда дети с восторгом показывали и рассказывали своим родителям о той кукле, которую удалось им сделать. Они гордились тем, что могут рассказать мамам историю создания куклы. Катина мама, забирая дочь, спросила: «А почему у твоей куклы нет лица?» Девочка с гордостью ответила: «Мама ты, что куклам нельзя рисовать лицо. Раньше говорили если нарисовать лицо, то в куклу вселиться злой дух и сможет навредить семье». А Диана, у которой скоро родиться сестрёнка, сделав «Пеленашку» - куклу для младенца сказала: «Я положу её в кроватку, и она будет защищать мою сестрёнку». Лера же, придя раньше всех, подошла и спросила: «А как сделать куклу, которая поможет помирить маму и папу». Я поняла, что в семье произошел конфликт. Это послужило причиной для изготовления следующей куклы - это кукла «Веник». Говорилось, что если открыть окно и помести этой куклой, то ссоры прекратятся, а муж с женой помирятся. Мы её вместе сделали. На следующий день, она пришла радостная и сказала: «Маму с папой помирила кукла».
Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось интегрировать следующие образовательные области: - социализация: дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др., народные подвижные игры, хороводные игры, сюжетно-ролевая игра «Семья»; - познание: рассматривание иллюстраций с народными игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», обследование игрушек, составление описательных рассказов; - коммуникация: заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке, составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка», беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком»; - чтение художественной литературы: чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле; - музыка: подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности; - художественное творчество : рисование «Нарисуй тряпичную куклу», изготовление кукол, создание детьми своих игрушек из разного материала; - безопасность: правила работы с ножницами и иголкой.
При работе с родителями были использованы такие формы и методы как:
- беседы о важности, данной проблемы; - оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла»; - изготовление альбома «Моя любимая игрушка»; - привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством; - участие в выставке музея «Старинная кукла».
Таким образом, я убедилась, что правильно организовала свою работу по самообразованию. Ведь она помогла повысить мой профессиональный уровень, а продуктивная деятельность, помогла у детей развивать интегративные качества (творческое воображение, коммуникативные навыки, любознательность, способность принимать позицию другого человека, сблизить родителей и детей и многие другие качества). Формула успеха заключается во взаимной привязанности детей, родителей и воспитателя – увлечённых любимым делом.
Результат моей работы:
- собран материал по изготовлению и применению тряпичной куклы в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности детей;
- составлены конспекты НОД по изучению и созданию народной куклы;
- пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;
- созданы презентации по истории куклы;
- составлена картотека этапов изготовления кукол;
- создан мини-музей кукол в группе;
- составлены альбомы «История куклы»;
- оформлен альбом рисунков «моя любимая тряпичная кукла»;
- записан музыкальный альбом (рисунки под музыку) ;
- оформлена выставка кукол сделанных руками детей и родителей;
- удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.
Этой проделанной работой я довольна. При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.
Весь материал был обобщен, систематизирован и представлен на педсовете, проведен мастер-класс по изготовлению куклы. Собранным материалом и литературой могут воспользоваться педагоги, заинтересовавшиеся данной темой.
Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям.
В. Н. Сорока - Россинский