Папки-передвижки

Программа «Территория детства»

Райля Дерюгина
Программа «Территория детства»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Паспорт программы…. 3

2. Пояснительная записка…. 9

2.1. Обоснование актуальности… 12

2.2. Целевая группа…. 16

2.3. Цель программы…. 16

2.4. Задачи программы…. 17

2.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки. 17

3. Механизм реализации программы «Территория детства»…. 18

3.1. Этапы и сроки реализации программы… 18

3.2. Формы и методы работы… 19

3.3. Ресурсы. …. 19

3.4. Направления деятельности и их содержание…. 25

3.5. План мероприятий…. … 33

Публикация «Программа „Территория детства“» размещена в разделах

3.6. Контроль и управление…. …. 34

3.7. Оценка результатов программы…. …. 35

Список литературы…. 36

Приложение 1…. 38

Приложение 2…. ….

Приложение 3…. ….

Приложение 4…. ….

Приложение 5…. …. 44

51

52

53

1. Паспорт программы

Наименование программы «Территория детства»

Автор программы Камалова А. Г.

Территориальная реализация программы г. Октябрьский РБ

Учреждение, реализующее программу ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья»

Руководитель программы Ахметзянова Р. Н.

Актуальность проблемы

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов и специалистов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства специалистов с семьей.

Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Игра помогает ребенку постепенно включаться в деятельность, играть увлеченно, проявлять самостоятельность, действовать, учитывая складывающиеся обстоятельства, переживать яркие впечатления и быстрее приобретать знания, умения и привычки правильного поведения.

В игре отражается мир взрослых, а дети через нее познают окружающую действительность. Игра выступает и как форма коллективной деятельности, и как элемент всех других ее видов. В игровых ситуациях ребенок находит в себе силы, чтобы преодолеть недостатки; в активном общении он стремится перенять у друзей те знания и навыки, которые обеспечивают успех в игре.

Любая применяемая форма игровой деятельности может включать элементы игры или проводиться в форме игры. Ценность игровой деятельности заключается в том, что детям в ходе игры приходится преодолевать различные трудности, управлять своим поведением. При разумной организации игровая деятельность является школой жизни и общения детей в коллективе сверстников. Игра способствует развитию инициативы и творчества, является прекрасной формой организации коллективной жизни детей. Она вносит радость и удовольствие в выполнение самой трудной работы.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Основы здоровья человека закладываются в детстве, и важную роль в этом играет физкультурно-оздоровительная деятельность. Физическое воспитание - удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении и достижение всестороннего двигательного развития, что невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развить умственные познавательные способности. Одна из таких форм – занятие с использованием тренажеров. Их использование наиболее целесообразно в работе с детьми разного возраста, достаточно хорошо владеющими сложными видами движений и способами их выполнения.

Целевая группа Дети в возрасте 5-12 лет и их родители

Цель программы Организация досуга детей посредством игровых технологий и формирование здорового образа жизни.

Задачи программы 1. Создавать условия, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.

2. Организовать игровую деятельность через позитивное коммуникативное общение в игре.

3. Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка.

4. Рассмотреть правила организации игровой деятельности в условиях семьи.

5. Способствовать развитию навыков общения со своим ребенком в процессе игры.

6. Сформировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты 1. Повышение родительской компетентности в воспитании ребенка через игру.

2. Увеличение числа детей, принявших участие в играх по развитию коммуникативного общения.

3. Увеличение числа родителей, получивших практическую помощь, при возникновении проблемных ситуаций в процессе игрового общения.

4. Увеличение числа семей, ведущих здоровый образ жизни.

Целевые индикаторы Значение индикатора (показателя)

в 2017 году и в 2018 году:

- количество детей, получивших услугу в рамках программы;

- количество оказанных услуг в рамках программы;

- общее количество семей, родителей, участвующих в мероприятиях программы.

Этапы и сроки реализации Организационный (подготовительный) – 20-25 дней;

практический (основной) – долгосрочный период;

итоговый (аналитический) – 2 месяца.

Формы и методы работы Формы работы (групповые, подгрупповые и индивидуальные).

Методы работы: организационные, исследовательские, практические.

Ресурсы Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал, подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий, диагностический инструментарий.

Направления и их содержание Направление деятельности программы воспитательное.

Срок реализации – долгосрочный.

Инновационным подходом является создание, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в «спортивной студии», профилактических мероприятия в «Соляной шахте», игры на развитие эмоционально-личностной сферы с использованием сенсорных модулей в релаксационной комнате.

В реализации проекта участвует коммерческая организация ООО «ЦСОН «Добрые сердца»», волонтеры, добровольцы общественных организаций города.

Программа имеет 6 блоков различной направленности:

1. «Игры с сенсорными модулями».

Программа раскрывает организацию и содержание работы специалистов с несовершеннолетними и взрослыми из благополучных семей, в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данная программа по своей направленности является психолого-педагогической (включает в себя серию конспектов занятий с использованием элементов игрового тренинга, направленных на развитие эмоциональной сферы детей).

2. «Студия игры и творчества».

Направление деятельности – содействие социально – коммуникативному развитию детей. Программа представляет собой серию конспектов игровых сеансов с использованием элементов игрового тренинга, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних.

В основу развивающей деятельности положена методика игрового взаимодействия. Каждый сеанс имеет единый, логически завершённый сюжет. Дети, попадая в чарующий мир игр, погружаются в происходящие события и выражают свои чувства и эмоции в продуктивной деятельности.

3. «Студия рисования песком».

Программа направлена на :

-развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

- развитие воображения, творческого мышления;

- развитие высших психических функций;

- развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия);

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

4. «Спортивная студия».

Данного блок направлен на формирование у детей представления о здоровом образе жизни, привитии навыков осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

5. «Соляная шахта».

Направление деятельности – профилактика простудных заболеваний, оздоровление детского организма. Используется метод галотерапии. Вдыхая пары соли, можно излечиться от ряда заболеваний. Галотерапией называют немедикаментозный метод лечения, базирующийся на воссоздании искусственным путем микроклимата, свойственного соляным пещерам. Это характеризуется отсутствием бактерий и колебаний атмосферного давления, низкой влажностью и постоянными температурными показателями. Присутствие в воздухе солевого аэрозоля наделяет климат столь важным свойством, как гипоаллергенность.

Галокамера позволяет улучшить обмен веществ, вывести из организма вредные токсины. В нашем случае, мы будем работать на профилактику заболеваний.

6. «Комната виртуальной реальности».

Работа блока направлена на создание положительного настроя и стабилизации настроения. В работе используется технология которая создает визуальный и звуковой эффект присутствия в определенном пространстве. Очки виртуальной реальности это устройство, способное погрузить пользователя в мир виртуальной реальности.

Шлем виртуальной реальности это современный, высокотехнологичный гаджет, который способен перенести пользователя в мир виртуальной реальности и подарить массу новых эмоций.

Мероприятия программы Программа игровых блоков предполагает участие семей с детьми в совместных мероприятиях. Проводятся игровые, спортивные игры и оздоровительные сеансы в соответствии с планом.

2. Обоснование актуальности

1. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.

Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок соответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры его отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.

Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

2. Релаксационная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо больше разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Занятия в релаксационной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.

Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование релаксационной комнаты заложено разнообразие стимулов. Внимание ребенка привлекают различные вращающие, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.

3. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

• во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

• во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”;

• в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика;

• в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

• в-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.

4. Как известно, в здоровом теле - здоровый дух. Очень важно следить за своей фигурой, не только с целью быть красивыми, но и быть здоровыми. Физические упражнения не только позволяют поддерживать форму и следить за осанкой, но и отвлекают от проблем, грустных мыслей, позволяют морально расслабиться и отдохнуть, повышают настроение и избавляют от депрессии.

Одним из способов заниматься спортом является посещение тренажерного зала. В спортивной студии каждый ребенок сможет выбрать тренажер, который будет ему по силам, и который подойдет для поддержания формы или исправления проблемных зон. С этим помогут справиться силовые и эллиптические тренажеры для мышц спины, ног, груди, пресса, рук и т. д.

Занятия на тренажерах имеет ряд преимуществ:

• укрепление сердца;

• укрепление мышц и позвоночника;

• улучшение осанки;

• налаживание обмена веществ;

• повышение плотности костей;

• повышение иммунитета;

• улучшение чувства равновесия;

• появление ощущения опоры в теле и т. д.

5. К настоящему времени накоплен большой опыт использования галотерапии у детей. Результаты применения галотерапии у детей с заболеваниями органов дыхания и, прежде всего, с аллергическим обструктивным бронхитом и бронхиальной астмой свидетельствуют о высокой эффективности метода. Проведенные исследования показали хорошие результаты использования галотерапии для первичной профилактики, предупреждения возникновения хронических заболеваний, в первую очередь, болезней органов дыхания. Так, сезонные профилактические курсы галотерапии, проведенные в учреждении для семей, обеспечивают снижение уровня заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями примерно в 1,8 раза. Одним из наиболее эффективных, рациональных и несложно организуемых видов профилактики у детей, позволяющий проводить оздоровление целых детских групп и школьных коллективов является групповая профилактика, основанная на ингаляционных методах и, прежде всего, методика галотерапии.

Галотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата.

6. Шлем виртуальной реальности это современный, высокотехнологичный гаджет, который способен перенести пользователя в мир виртуальной реальности и подарить массу новых эмоций.

Безусловно, основная масса интересующихся таких устройств, это современные дети, которые хотят поиграть в виртуальные игры. Очки способны перенести игрока прямо в центр событий и дать прочувствовать всю гамму ощущений от развивающегося сюжета.

На данный момент разработано огромное количество видеоигр для шлемов виртуальной реальности. С каждым днем разработчики радуют геймеров новыми продуктами. Более того, многие популярные ранее игры, начинают адаптировать для использования с шлемом виртуальной реальности. Среди игр есть спокойные, с размеренным сюжетом и активные с постоянными прыжками.

На играх спектр использования шлема VR не заканчивается. Учитывая, как работают VR очки, не сложно догадаться, что их можно использовать для просмотра видео фильмов. Можно просматривать, как стандартные 3d фильмы, так и специальные фильмы, предназначенные для таких устройств. При просмотре подобных фильмов, можно ощутить обстановку каждой сцены и рассмотреть развивающиеся события со всех сторон.

В основном все очки виртуальной реальности создавались для развлекательных целей, но вполне возможно их использование в следующих сферах:

- виртуальная реальность уже использовалась для лечения психических заболеваний, таких как клаустрофобия, боязнь высоты и т. д.

- образование – любой школьник будет более охотно усваивать информацию, если ему предложат наглядно посетить исторические памятники или виртуально перенестись в столицы разных стран мира.

Шлем виртуальной реальности это очень разнонаправленное устройство, с помощью которого человек может не только играть в игры, но и выполнять более серьезные и важные задачи.

2.2. Целевая группа

Дети в возрасте 5-12 лет и их родители

2.3. Цель программы

Организация досуга детей посредством игровых технологий и формирование здорового образа жизни.

2.4. Задачи программы

1. Создавать условия, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

2. Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка.

3. Рассмотреть правила организации игровой деятельности в условиях семьи.

4. Способствовать развитию навыков общения со своим ребенком в процессе игры.

5. Сформировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

2.5. Ожидаемые результаты,

целевые индикаторы и методы их оценки

1. Повышение родительской компетентности в воспитании ребенка через игру.

2. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

3. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций в процессе игрового общения.

4. Количество детей получившие услугу в рамках программы;

5. Количество оказанных услуг в рамках программы;

6. Общее количество семей, родителей участвующих в мероприятиях программы.

3. Механизм реализации программы «Территория детства»

3.1. Этапы и сроки реализации программы

Таблица 1

Этап реализации программы

Мероприятия,

направление деятельности Сроки.

Ответственные исполнители Форма отчетности/срок ее предоставления

Организационный (подготовительный)

20-25 дней;

Заведующий отделением, специалисты отделения. Предупредительный контроль.

В течение 10 дней.

Практический (основной)

Долгосрочный

Специалисты отделения Текущий контроль.

Ежеквартально, в течении реализации программы каждого блока.

Итоговый (аналитический) – 2 месяца.

Заведующий отделением, специалисты отделения. По завершению деятельности. В течение 10 дней.

Организационный (подготовительный) – 20-25 дней. На организационном этапе определяется состав участников студий, мероприятий.

В нашем случае это: благополучные семьи и семьи, оказавшие в трудной жизненной ситуации; специалисты (педагог – психолог, специалисты по работе с семьями, логопед) учреждения.

1. Заседания со специалистами отделения Западного МЦ «Семья», волонтерами МБУ «Дворец молодежи», ГДК «Геофизик», специалистами ООО ЦСОН «Добрые сердца» о ходе проведении игр, занятий, мероприятий.

2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.

3. Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору тем занятий, игр, мероприятий. Разработка и оформление сценария, конспекта, памяток для родителей и детей.

4. Привлечение спонсоров к участию данных мероприятий и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.

5. Привлечение СМИ города.

6. Информирование родителей и участников об открытии и проведении мероприятий в студиях через приглашения и объявления на ТВ «Студия-1», «Октябрьский-тв», милицейская волна, информационный стенд «Все для родителей и детей».

7. Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству семей участвующих в мероприятии). Выбор игрового материала, оснащения, пособий и т. д.

Практический (основной) – долгосрочный. Проведения занятий, игр, мероприятий с детьми и родителями.

Итоговый (аналитический) – 2 месяца. Подведение итогов работы программы «Территория детства» : анкетирование, опрос, тестирование родителей и детей по результатам работы программы.

3.2. Формы и методы работы

Формы работы - групповые и индивидуальные.

Методы работы: беседы, встречи, игры, упражнения, сказкотерапия, арт-тренинги, оздоровительные мероприятия.

Организационные: планирование, оформление, подготовка комнаты, регламентирование, нормирование.

Исследовательские: диагностика, опрос, анкетирование, тестирование.

Практические: наблюдения, беседы, игровые тренинги, телесная терапия, релаксация, музотерапия, сказкотерапия, физкультурно-оздоровительная терапия, арт-терапия.

3.3. Ресурсы

Кадровые:

- заведующий отделением организует работу студий, вовлекает к участию спонсоров, аниматоров и волонтеров. Информирует семей о работе игровых студий через СМИ, буклеты, листовки, памятки и т. д.

- педагог-психолог проводит и организует психолого-педагогические игры в релаксационной комнате, студии рисования песком, консультации, мероприятия, обследования, диагностику, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми.

- специалисты по работе с семьей организуют и проводят игры, упражнения, физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми и родителями, социально-значимые мероприятия, консультации.

- волонтеры, добровольцы организуют игры развлекательного и досугового характера, флешмоб, сопровождение детей и подростков, встречи и сопровождение гостей мероприятий.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Фотоотчет о мероприятии «Школа-территория талантов»Фотоотчет о мероприятии «Школа-территория талантов» Фестиваль «Наши общие возможности-наши общие результаты» Добрый день, дорогие коллеги. Сегодня мне бы хотелось пригласить Вас на фотоотчет.

Презентация «Территория ДОУ «Город цветов» Вот уже который год в нашем городе проходит конкурс «Октябрьский – город цветов». Он объединяет людей вокруг одной общей задачи – сделать.

Презентация «Проект «Рыбинское море — территория эколят» В современном мире на всех уровнях предпринимаются активные меры для предотвращения, угрожающей человечеству, экологической катастрофы.

Познавательно-игровая программа по ПДД «Добрая дорога детства» Дети входят в зал под музыку и рассаживаются на свои места, входит ведущий Ведущий: Привет девчонки! Привет мальчишки! И воспитатели привет.

Проект «Детский сад — территория радости и добра» Проект "Детский сад - территория радости и добра" Описание проекта: Уделялось внимание эстетическому оформлению участков, поскольку среда.

Проект «Детский сад — территория здоровья» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Детский сад – территория здоровья» (долгосрочный) Тип: поисковый Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители Воспитатель.

Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Откроем в сердце двери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Откроем.

Стенгазета «Детский сад — территория здоровья»Стенгазета «Детский сад — территория здоровья» В нашем детском саду прошел месяц здоровья. Мы говорили с детьми о здоровом образе жизни, правилах питания, режиме дня, способах закаливания.

Территория творсества Файл "/upload/blogs/detsad-584948-1540413658.jpg[/IMGОформление групповой комнаты. "Территория творчества"Богатство их содержания вместе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Территория детства»
Опубликовано: 4 марта 2019 в 10:51
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Территория детства»» (включая файлы) размещена пользователем Райля Дерюгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД