екатерина тюрина
Театрализованные этюды как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
«Театрализованные этюды, как средство формирования
социальных навыков у детей дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения.
Публикация «Театрализованные этюды как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Подробнее остановимся на роли театральных этюдов в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывается возраст детей. Методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Работа над этюдами развивает умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнёра; формирует навыки конструктивного взаимодействия, так как идёт близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни.
Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания») - все эти темы близки и понятны детям.
С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление» и т. д.). Эти этюды развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Дети самостоятельно и с помощью взрослого придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Они должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
В соответствии с вышесказанным определили цель работы, которая заключается содействии социально – нравственного развитию детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, а именно средствами театрализованных этюдов.
Мы дифференцировали задачи по направлению социального развития детей и задачи театрализованной деятельности.
Задачи социального направления Задачи театрализованной деятельности
1. Развитие социальных способностей :
-позитивное самовосприятие или положительный «Я» - образ;
-к восприятию другого человека
(внимание, интерес к нему, умение видеть и слышать, чувствовать, понимать его);
2. Развитие социальных навыков :
- установление контактов и действие в ситуации коммуникации (умение вступать в контакт, объединяться, спрашивать, объяснять);
-умение предъявлять требования и разрешать конфликты и проблемы
1. Развивать речь:
-обогащать словарь,
-формировать умение строить предложения,
-добиваться правильного и четкого произношения слов;
-поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности;
2. Формировать положительное отношение к театрализованной деятельности;
Для правильной организации игр-этюдов с детьми мы учитывали следующие принципы:
1. Содержательность игр, разнообразие тематики;
2. Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры;
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
В подборе литературной основы для театральных этюдов с детьми мы руководствовались следующими критериями:
1. Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;
2. Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес детей к дальнейшим действиям;
3. Побуждение детей к активности и самостоятельности в использовании умений в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни;
4. Содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.
Для реализации театрализованных игр-этюдов в работе с детьми младшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды. В организации пространства важно:
1. Использовать настольный театр (резиновые и мягкие игрушки, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (пальчиковые и театральные куклы на шариках, би-ба-бо, то есть все виды театра с учетом особенностей детей;
2. Учитывать возможности детей (от простого к сложному, от реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо, при этом очень важно использовать показ взрослым способов действий с игрушками, моделирование пространства.
Для того чтобы пробудить у детей интерес к играм-этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю, продолжительность игры 10-15 минут.
Некоторые из театральных этюдов мы хотим представить вашему вниманию.
1) «Девочка и котёнок»
Девочка гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки девочки.
2) «Кулёк с конфетами»
У ребёнка в руках воображаемый кулёк с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
3) Две подружки встречаются друг с другом и
а) здороваются;
б) спрашивают друг друга о здоровье;
в) прощаются.
4) «Прохожие»
Один из прохожих нечаянно толкнул другого. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.
5) «Маша празднует своё день рождение». К ней приходят её друзья и
а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки;
б) Маша благодарит за поздравления и приглашает к столу;
в) один из гостей опоздал – попросить прощение за опоздание;
г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот.
6) «Две подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели –
Нет игрушки, сели и заплакали…
7) Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар.
Родной матушке – платок,
Посерёдочке цветок.
Братьям-соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам –
Да по белым рукавицам.
Все рассматривают подарки, благодарят.
Таким образом, образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности.
Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры, а разыгрывание роли в этюдах детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.