Приложение МААМ

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»

Елена Кононова
Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду №3 «Теремок» города Няндома более 40 лет. Занятия театром – мое любимое направление в работе. Мы ставим с детьми сказки и выступаем с ними в детском саду. Принимаем участие в районных и городских театральных конкурсах. Я знаю, что многие музыкальные руководители хотели бы больше уделять времени занятиям театром, но испытывают недостаток времени, особенно сейчас, когда занятия театрализованной деятельностью перестали быть обязательным видом деятельности, а идут как превышение государственного стандарта. Хотелось бы поделиться своими наработками, наблюдениями. Театрализованная деятельность, в первую очередь, это игра. Участвуя в ней, дети приобщаются к духовному богатству. У них развиваются многие нравственные качества. Дети знакомятся с окружающим миром, анализируют, делают выводы. В театральной деятельности активизируется мышление, тренируется память, развивается воображение, фантазия, совершенствуется речь. Занятия театром развивают чувства, эмоции, переживания и сопереживания, отношение к добру и злу. Дети учатся преодолевать трудности, страх, неуверенность в себе. Они становятся более коммуникабельными и физически развитыми. Театр тесно связан с другими видами деятельности и в первую очередь с движением под музыку, пением и танцами, поэтому всю работу по театрализации необходимо систематизировать в едином педагогическом поцессе. Работа по театрализованной деятельности в детском саду ведется по Программе Сорокиной «Театр – творчество – дети» по трем направлениям:.

Публикация «Консультация „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах

1. Знакомство с различными видами театров.

2. Занятия

3. Постановка спектакля.

Я расскажу, как работаю по третьему направлению.

Обычно я готовлю небольшой законченный спектакль продолжительностью не более 10 минут. С ним уже можно выступить на любой сцене, будь то конкурс или фестиваль между дошкольными учреждениями, соседняя группа малышей или что-то другое. Спектакль можно расширить за счет отдельных сцен, в которые можно ввести дополнительные песни, танцы. Расширенный спектакль – это уже готовый праздник. Также можно варьировать и с числом участников: минимум в маленьком спектакле и вся группа - в праздничном. Таким образом, маленький спектакль – это скелет большого выступления и отдельное самостоятельное представление.

Где взять материал для маленького спектакля? Мое мнение, что 1. Материала достаточно. Единственно, что он нуждается в переработке и коррекции под ваше видение, так как вы являетесь режиссером - постановщиком и материал должен вам нравиться. 2. Спектакль должен нести позитивную идею, учить добру, но это не должно лежать на поверхности. Зритель должен почувствовать душой, а не услышать мораль. 3. Любой текст, независимо проза это или стихи, должен быть лаконичным. Все должно читаться в декорациях, костюмах, музыке, интонациях, а не в избытке слов. Текст должен быть точным, объемным, коротким и с юмором, как частушка. 4. Я предпочитаю рифмованные тексты, так как они легче учатся. 5. Все диалоги должны быть короткими.

Вы нашли материал, переработали его, и он вам нравится, вы хотите с ним работать. Следующий этап – продумывание сцен и картин. Каким бы небольшим не был спектакль, место действия в нем может меняться несколько раз. Здесь очень помогают ширмы на колесиках. Например, первая картина – это лес, а вторая – деревня. Тогда можно поставить статичное дерево, которое хорошо вписывается в обе картины, а все остальное изобразить на ширмах: на одной стороне ширмы деревья, на другой – дома. Тогда, уходя со сцены, герои сами повернут ширмы и картина поменяется с леса на деревню. Но если первая картина лес, а вторая будет происходить внутри помещения, то дерево ставить не надо. Его будет некому убрать, а присутствие взрослого, что-то вносящего или убирающего со сцены, указывает на неумения постановщика видеть сцену. Я против присутствия взрослых на сцене, против их слов, объясняющих, что происходит. Нужно все продумать так, чтобы все зритель прочитывал сам. Например, стоит ширма с изображением нарядной избушки, где горит свет, и идет дым из трубы. А рядом ширма с изображением огромной грязной лужи среди голых кустов и остатка снега и рядом стоит, пригорюнившись, лиса. Занавес только что открылся, ничего не сказано и все понятно и жалко лису. С кем не бывает: поленилась, ошиблась, просчиталась. Звучит музыка. Лиса решительно идет к домику, стучит, входит с одной стороны и сразу же с другой кувырком выкатывается заяц, а из-за ширмы четко видна нога лисы. И зритель понимает, что заяц выгнан грубо, пинком. Минимум времени действия на сцене, а какая переоценка личности лисы у зрителей. Маленькие зрители бывали в подобных ситуациях, когда кто-то более сильный отнимает у них игрушку. Они готовы сопереживать зайцу и ждут справедливости. Эта сцена занимает 15 секунд с момента открытия занавеса, но если вы готовите большой праздник и времени у вас больше, значит можно в самом начале поставить две ширмы с изображением двух избушек. Действие начнется, например, с танца солнечных лучиков. И ширму повернут в конце танца. Так нужно продумать все сцены, все картины спектакля. Это один из самых интересных этапов в подготовке спектакля. Можно придумать какие–то интересные моменты без слов, которые вызовут смех, поднимут интерес, внесут момент неожиданности или недосказанности. Так в одном из спектаклей, когда все герои покинули сцену, найдя, наконец-то заблудившуюся Буренку, коровка, уходящая последней, на секунду замирает у красивого цветка на краю сцены. И тут же раздается вой волка, а из-за деревьев в дальнем углу сцены резко выглядывают волк, лиса и медведь. Буренка убегает за кулисы буквально на последние аккорды музыки. Хищники также скрываются за деревьями. Никаких слов, но сразу вспыхивает интерес у зрителей. Во время продумывания сцен также нужно четко решить, с какой стороны выйдет персонаж и куда уйдет, какие нужны декорации.

Декорации очень важны, но их должно быть мало. Только те, нахождение которых на сцене оправдано. Дети часто играют с игрушками – заместителями и поэтому хорошо представят сцену, «додумают», равно, как и зрители. А лишние декорации только мешают и отвлекают. Но качество исполнения декораций должно быть хорошим. Я всегда пользуюсь рекомендациями художника, который обычно очень увлекается спектаклем, живет им, вносит свои идеи и декорациями занимается сам. Художник помогает и с костюмами.

Костюмы – важная часть в спектакле. Костюм отражает образ, помогает увидеть его. Какая лиса: добрая, злая, игривая, халатная, гордая и т. д. Каждая деталь костюма должна быть оправдана. Поэтому в костюме не должно быть ничего лишнего. В нем должно быть удобно, легко, не холодно и не жарко. Все детали костюма должны быть надежно закреплены. Самое главное – вид костюма. Он должен быть идеально чистым, хорошо отглаженным. Если персонажи исполняют групповые танцы (танец ежей, бабочек ит. д., то чешки, носочки должны быть одного цвета. Причем носочки вытянуты по одной высоте. Это же относится к длине юбок и сарафанов относительно колена и горячей косточки. И волосы у девочек должны быть убраны одинаково.

Только когда я все продумала и вижу, как это будет выглядеть, знакомлю детей со спектаклем. Я не читаю текст с ролями, а рассказываю его, как сказку, рассказ. Затем мы беседуем о содержании, о развитии образа (каким был волок и каким стал или что понял и т. д.) Кто детям понравился, а кто нет, и кого бы они хотели сыграть. Желание ребенка (хочу быть ежиком) всегда учитывается, так как в большом спектакле участвуют все дети. Но будет ли это участие в танце ежей или роль ежа со словами, решаю только я. Но ребенок должен быть уверен, что это он сам так решил. Мой же выбор основывается в первую очередь на дикции, на эмоциональности детей. Есть еще одна особенность. В нашем районе один детский сад. Все годы, что я там работаю, в нем смешанные группы: средняя - старшая и старшая - подготовительная. Лучшие актеры - это дети старшего возраста из группы средние - старшие. Они в своей группе лидеры, они уверенные, активные, эмоциональные. Этого нельзя сказать о старшем возрасте в старшей - подготовительной группе. А дети подготовительного возраста в силу своего развития настроены в это время на свой внутренний мир и не раскрываются на сцене. Поэтому я всегда ставлю спектакли в обеих группах. Скелет спектакля (маленький спектакль) будет один и тот же, а танцы будут отличаться степенью сложности. При двух составах никогда не возникает проблем с заменой, если кто-то заболеет. А также воспитывается взаимопомощь, дружба между разными возрастами.

Репетиции. Например, первая картина. Участвуют почтальон и ворона. Я говорю все за почтальона с ребенком, исполняющим роль вороны. Затем с ребенком – почтальоном прохожу всю сцену, сама исполняя роль вороны. И только тогда, когда результат устраивает, сцену исполняют оба ребенка. Так репетируются все сцены. Никогда не репетирую весь спектакль целиком. Только последняя репетиция костяка спектакля и то без костюмов и без танцев. Получается, что первый раз весь спектакль дети видят только на празднике, являясь одновременно его и участником и зрителем. И с удовольствием играют снова, например, для другой группы, так как спектакль не успел им надоесть.

Хотелось бы обратить ваше внимание на выходы персонажей на сцену. Все смотрится интереснее и гармоничней, если персонаж выходит в танцевальном образе. Музыка и танец сразу помогают понять, какой вышел персонаж: добрый, злой, веселый, и т. д. Хореографы очень помогут вам в этом. Я стараюсь всегда получить консультацию хореографа по данному вопросу. Такой выход позволяет детям сразу включаться в понимание образа, независимо зрители они или актеры. Далее зрители смотрят уже не только за действиями актера на сцене, но и как развивается образ. Каким он становится в конце спектакля. Я люблю спектакли, где действие ведет к внутреннему изменению образа, каким бы коротким не было представление. Так в сказке «Пасхальный колобок» волк, который был просто беззаботным, и медведь, бывший просто ленивым, быстро понимают, что нужно заботиться и о других тоже, а не только о себе. Лиса же, которая была не только задавакой, но еще использовала других в своих корыстных целях, только в конце понимает, «а я что, хуже всех?». И вот уже волк принес деду с бабкой дров, а медведь меду, а лисы не. Зритель понимает, как трудно поменяться. И когда уже все артисты вышли на поклон, появляется Лиса и укутывает бабку теплым платком.

Работа над спектаклем захватывает весь коллектив. У меня никогда нет недостатка в помощниках. Обычно ставим два спектакля в год. Надеюсь, что какие-то моменты вас заинтересовали и помогут вам в работе с детьми по театрализованной деятельности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду» Уважаемые родители! Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду» «Театральная деятельность в детском саду» Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители» Подготовила воспитатель: Морозова Е. В. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально.

Консультация для воспитателей «Как организовать театрализованную деятельность в детском саду» Консультация для воспитателей «Как организовать театрализированную среду» Самым любимым видом развлечения является театральное представление.

Консультация для воспитателей по опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» «Неизведанное рядом» Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ" "Люди, научившиеся наблюдениям.

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду» Мастер-класс на тему: «Использование театрализованной деятельности в детском саду». Актуальность моего мастер-класса заключается в том,.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду .

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет.

Театрализованная деятельность в детском саду. Развитие творческих способностей с помощью театрализованных представлений Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в.

Выступление на методобъединении. Театрализованная деятельность в детском саду по курсу «Кукляндия» ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ Художественно-эстетическое воспитание ребенка… Педагоги определяют этот вид деятельности как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»
Опубликовано: 22 января 2019 в 19:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кононова (УИ 1803700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД