вероника волкова
Дидактическое пособие «Театр в сундуке»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Публикация «Дидактическое пособие „Театр в сундуке“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2024
Сказочный мир театра – страна фантазий и сказки, игра вымысла и реальности, страна красок, света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам и свету, художники, декораторы и режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой Театр.
Перед воспитателями очень важной и приоритетной остается задача по развитию творческой личности ребенка, его эмоционального здоровья. Не секрет, что в наш современный век дети реже радуются, удивляются и сопереживают, так как нагружены информацией с экранов телевизоров и компьютеров. Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка – это театрализованная деятельность. Театр доставляет ребятам радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию и формированию базиса личностной культуры ребенка. Нужно создавать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, разнообразие красок, научить верить в себя - вот главная задача театрализованной игры. Немаловажно и расширить представления детей об окружающем мире, сформировать интерес и любознательность.
Во время игры в театр застенчивый ребенок может сам преодолеть в себе робость, зажатость, стать более инициативным и открытым. С каким желанием и радостным настроением дети играют в театр.
Работа над образом вынуждает их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки – это чудесное приглашение в этот загадочный мир.
Актуальность:
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
В настоящее время для педагогического коллектива является актуальным вопрос об организации предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды ДОУ.
• Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.
• Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
• С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.
В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра :
• театр картинок
• фланелеграф
• настольный театр
• театр коробочек или шариков
• театр пальчиков
• театр рукавичек
• театр игрушек
• театр Би-ба-бо
• театр марионеток
В группе детского сада необходимо иметь центр театра. Размещенное в центре оборудование позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
В моей группе дети редко пользуются театром в своей самостоятельной деятельности: недостаточно места, размещены не все виды театров. Так у меня возникла идея театра в сундуке.
Деревянное основание, мягкий верх, похоже на предмет мебели, на нем можно сидеть, передвигать его.
Но стоит поднять мягкую крышку и мы попадаем в закулисье. Крышка сундука устойчива в вертикальном положении, имеет большую прорезь в виде окна, вариативна в использовании. Можно повесить шторы - и вот сцена для перчаточного театра, а если закрыть прорезь пергаментной бумагой и с помощью аккумуляторного фонарика подсветить изнутри - сцена для теневого театра.
Внутри сундука есть сменные фронтальные декорации для настольного театра. Меняются также основания- поверхности. Хочу отметить, что театральных декорация может быть множество: подводное царство, теремок, нора мыши в сказке «Дюймовочка» или зимний лес. Декорации можно создавать вместе с детьми, что позволяет ребятам запоминать детали сюжета сказки, особенности объектов действия, понимать смысл.
Использование театра в сундуке позволяет обеспечить активную жизнедеятельность ребенка, становления его субъективной позиции, развития творческих проявлений.
«Театр в сундуке» достаточно вместительный, в нем есть отсеки для хранения персонажей, отдельных декораций. Здесь представлены различные виды театра : пальчиковый, силуэтный, кукольный резиновый, деревянный, бибабо, перчаточный и ложечный. Особое преимущество «Театра в сундуке» в его мобильности: можно вынести на улицу и во время прогулки придумать сказку и тут же проиграть ее на сцене, можно перенести сундук в другую группу и показать уже отрепетированный спектакль ребятам помладше, можно перемещать его по группе в соответствии с задумкой детей.
Цель: развитие эмпатии, эмоционального спектра дошкольников, воспитание интереса к театральному искусству.
Задачи:
• Формировать мышление, связную речь, творческое воображение, художественный вкус;
• Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания дошкольника; умение создавать художественные образы в разных видах деятельности;
• Формировать потребность творчески проводить свободное время, занимаясь изобразительной, театрализованной деятельностью;
• Воспитывать любовь к театру.
Чтобы говорить о «Театральном чемодане» как о технологии, необходимо организовать систему совместной деятельности воспитанников и педагогов. Для этого мною разработан перспективный план использования «Театра в сундуке» в старшей и подготовительной группах. Мероприятия плана еженедельны, но в какой день или в какое время в режиме дня зависит от игровой ситуации и решения детей.