Надежда Нагайчук
Танграм развивающая игра для дошкольников
▼ Скачать
"Танграм" это невероятно умная и необычайно интересная настольная игра! Она суперкреативная и мегапритягательная по одной простой причине: игрок имеет семь фигур и ему предстоит конструировать из них зверей, людей, вещи, технику и даже картины! Игрок сможет проявить свою смекалку и изобретательность, попробовать свои силы в творческой забаве!
Игра развивае - креативность, аналитическое мышление, абстрактное мышление, память, восприятие различий у схожих предметов, терпение, усидчивость, интеллект, внимание, комбинаторное мышление (умение сложить вместе несколько фактов, мотивационную сферу (стремление к достижению успеха, сообразительность, целеустремленность, расчет.
Публикация «Танграм развивающая игра для дошкольников» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Танграм, головоломка
- Темочки
«Танграм»- одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором» и др. Игра простая : квадрат размером 8х8 см из картона, пластика, дерева, одинаково окрашенный с двух сторон, разрезан на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительными и осязательно – двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Педагогическое значение игры «Танграм» способствует развитию у детей умению играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно – образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры научиться визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
«Танграм» увлекательная и интересная головоломка, в которую сможет играть ребенок и взрослый. Верхнего возрастного предела у игры нет. Впервые знакомить детей с ней можно в 3-4 года. Для начала ребенка следует, познакомит с «танграном», дать ему рассмотреть фигурки. Затем научить его составлять простейшие фигурки из 2-4 частей «танграма», например: домик, елочку, квадрат. Кроме того, для малышей «Танграм» станет еще и пальчиковым тренажером.
Дальнейшее освоение игры проходит в 4 этапа:
1. Составление фигур методом наложения на схему. Ребенку дается схема фигуры «танграма», он должен наложить все элементы игры на нее.
2. Составление фигур по контурному изображению. Ребенок должен сложить фигуру «танграма» по ее контуру.
3. Составление фигур по контурному изображению. Ребенок должен сложить фигуру «танграма» по ее контуру.
4. Составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок самостоятельно придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает воображение.
Задача игрока в развивающей игре «Танграм» сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх. Для детей разного возраста и развивающие задания в игре должны быть разные.
Задания для детей 3-4 лет.
Для малышей3-4 лет достаточно сложным будет наложить фигурку «танграма» на готовый образец головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно разместить, фигурку на основе – подсказке не так просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки. Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, начиная их знакомить с этой игрой. Достаточно дать два – три таких задания и если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.
Задания для детей 5-7 лет.
Для детей этого возраста будет по силам складывать модели из фигурок «танграма» уже рядом с карточкой – ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам «танграма». Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.
Задание для детей от7 лет и старше.
В этом возрасте «Танграм» становится игрой – головоломкой. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки. В семь лет дети смогут справиться с такой задачей, только если они уже раньше играли в более легкие варианты.
Творческие задания к игре.
Когда дети уже научились складывать фигурки игры – головоломки, можно предложить им попробовать свои фигуры – задания. Если играем со взрослыми детьми 10-12 лет, то надо попросить их зарисовать такие фигурки в двух вариантах – силуэтом и с линиями – подсказками. Можно задать какую-нибудь тему и устроить конкурс на самую интересную фигуру. Если же дети маленькие и не могут сами зарисовать придуманные фигурки, то надо помочь ему, чтобы идея не пропала.
Головоломку «Танграм» можно использовать в работе с дошкольниками с ЗПР и ОНР. Работа с «танграмом» способствует решению коррекционных задач – развивает мышление, мелкую моторику, речь, память, воображение. Позволяет закрепить цвет, форму, учить видеть целое и часть. «Танграм» может быть с успехом использован в непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Обучение дошкольников с ЗПР и ОНР в игре проходит в несколько этапов.
1этап. Составление фигурок из 2-3 элементов.
2этап. Складывание фигурок по заданному примеру по цветным схемам.
3этап. Скалывание фигур по заданному примеру по однотонным схемам.
4этап. Складывание фигур по контуру.
5этап. Самостоятельная творческая работа детей.
Ознакомление с игрой «Танграм».
Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Материалы. У5 детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя- фланелеграф и набор фигур к нему.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:
1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой. Вопросы для анализа: «Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?» (Два больших, два маленьких, один средний.)
2. Взять 2 больших треугольника и составить их них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по- разному в пространстве.
4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажи стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры.»
В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры – квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам.» (Показывает на фланелеграфе).
Дальше задание можно усложнить. Дети могут составлять новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.
Предложить выполнить задание мысленно, а затем практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте.»