Баутина Эльмира
Дидактическое пособие «Тактильные дощечки по мотивам сказок»
▼ Скачать +Заказ
Многофункциональное учебно – дидактическое пособие
«Тактильные дощечки по мотивам сказок»
Баутина Эльмира Алиевна
Воспитатель
МБДОУ «Солгонский детский сад»
Публикация «Дидактическое пособие „Тактильные дощечки по мотивам сказок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2024
Краткое описание пособия : деревянные заготовки прямоугольной формы, с одной стороны на поверхности дощечки прикреплены прямоугольники разной фактуры и плотности (мех разной фактуры, крупа разных видов, кожа и т. д., с другой стороны - изображение сказочного персонажа.
Цель: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Задачи образовательные:
-формировать сенсорные представления;
-активизировать речевую деятельность детей;
Задачи развивающие:
-развивать внимание, память;
-развивать наглядно – образное мышление;
развивать мелкую моторику рук;
Задачи воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам и эмоциональную отзывчивость.
Рекомендуемая возрастная категория детей: данное пособие могут использовать учителя - дефектологи, педагоги - психологи, учителя-логопеды, воспитатели, родители. Пособие используется на занятиях в групповой и индивидуальной работе с детьми от 2 до 7 лет.
Работа состоит из трех этапов.
Цель первого этапа - познакомить детей с дощечками, ввести в словарь прилагательные,
Варианты игры:
1. Обследование «тактильных дощечек». Сначала ребенка знакомят с «дощечками», одна сторона которых имеет поверхность различной фактуры — гладкая, колючая, шероховатая, покрытая длинной или короткой шерстью и т. д.
2. «Определи на ощупь». Ребёнку предлагается на ощупь определить, какая дощечка. (гладкая, колючая, шероховатая, мягкая, твердая, холодная, теплая и т. д.). Если ребёнок затрудняется, педагог совместно с малышом рассматривает материалы, взрослый называет, что это за материал.
3. «Найди на ощупь». Педагог дает инструкцию. Найди колючую, гладкую, шершавую, холодную, теплую, твердую, мягкую дощечку. Ребенок находит дощечку по описанию.
На первом этапе работа проводилась при помощи зрительного анализатора.
Цель второго этапа - учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым животным, эмоциональным состоянием, сказочным персонажем.
Варианты игры:
1. Найди дощечку, похожую на животное (лиса, медведь, еж, лягушка, медведь, заяц). Ребенок ищет дощечку похожую на лису, медведя, волка, зайца и т. д.) Ответив, он может сам себя проверить, перевернув дощечку, на обратной стороне которой изображено животное.
2. Ответь на вопросы: Какого сказочного персонажа напоминает дощечка?
3. Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?
4. Найди злую, добрую, грустную, веселую дощечку.
Ребенок с помощью педагога соотносит каждую тактильную дощечку с определенным животным, сказочным персонажем.
Цель третьего этапа - развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.
Педагог, рассказывая знакомую ребенку сказку, героями которой являются сказочные персонажи - животные, предлагает по ходу повествования прикоснуться рукой к соответствующим карточкам, создает «тактильный образ» сказки.
Варианты игры:
1. «Кто за кем?». Педагог просит ребенка разложить карточки со сказочными персонажами в той последовательности, в которой они появлялись по ходу сюжета (педагог проверяет содержание сказки).
2. «Кто лишний?». Педагог просит ребенка выбрать сказочных персонажей, которые относятся, к той или иной сказке. (тренирует умение узнавать сказку по персонажам).
3. «Расскажи сказку». Ребёнок раскладывает дощечки в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Рекомендации по изготовлению пособия.
Понадобятся деревянные дощечки прямоугольной формы из фанеры, прямоугольники разной фактуры и плотности (мех разной фактуры, крупа и т. д., изображения сказочных персонажей, ножницы, клей.
Таким образом, тактильные дощечки помогли упростить процесс запоминания, развить наглядно – образное мышление, воображение, внимание. Более того, у детей обогатился словарный запас, увеличился объем знаний об окружающем мире; появилось желание рассказывать сказки.